Г.М. Шиманов
Если бы мне предложили изложить «Русскую Доктрину» в том виде, в каком я понимаю её сам, то начал бы я её таким образом:
РУССКАЯ ДОКТРИНА есть совокупность основных идей русского народа. Это русская национальная идеология в самом сжатом её виде. Она есть первый шаг в деле самоорганизации современных русских людей и превращения их в русский народ. Т.е. в некое разумное, нравственное, взаимосочувствующее и взаимопомогающее целое.
РУССКАЯ ДОКТРИНА должна дать объяснение русского прошлого и настоящего и ориентировать русских людей относительно их будущего.
РУССКАЯ ДОКТРИНА должна постоянно совершенствоваться и, в частности, адаптироваться к разному интеллектуальному уровню и разному характеру своей аудитории. Она должна, оставаясь краткой в изложении основ русской идеологии, обрастать всё более полными и всё более понятными их объяснениями.
РУССКАЯ ДОКТРИНА не может быть безрелигиозной, т.к. именно религия, а не наука, даёт мировоззренческие ориентиры, определяет смысл человеческой жизни и, следовательно, смысл общества.
РУССКАЯ ДОКТРИНА должна дать краткие ответы на самые главные вопросы русской жизни.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС. Без религии, как уже сказано выше, безосновны и потому несостоятельны как человек, так и общество. Но не всякая религия хороша. Нужна не просто религия, а религия правильная, т.е. имеющая, в первую очередь, правильное представление о Боге. Такой правильной религией является наша религия – Православие.
Она является нашей национальной религией, но не в том смысле, что её создал сам русский народ, а в то смысле, что он её выбрал из других религий и сделал её своей религией. ИБО ПОДЛИННАЯ РЕЛИГИЯ ИСХОДИТ НЕ ОТ КАКОГО-ЛИБО НАРОДА, А ОТ САМОГО БОГА. И потому имеет, в первую очередь, общечеловеческий характер. И лишь во вторую очередь характер национальный, который приобретает как по факту признания её своей религией тем или иным народом, так и по характеру её усвоения им.
Православие есть наиболее чистая от заблуждений форма Христианства. Но сказать «наиболее чистая» не значит сказать «безупречная» или «совершенная», потому что совершенен один только Бог.
Главная слабость исторического Православия в неразвитости его мысли об обществе, что делает его беспомощным по этой части и дискредитирует его в глазах людей, неравнодушных к общественному добру и злу. Эта главная слабость Православия стала глубинной причиной превращения некогда победного христианского мира в мир антихристианский. От этой слабости Православной Церкви надо исцеляться, а русским людям - не отвергать свою Церковь за её болезнь, но исцеляться вместе с нею, вырабатывая действительно православное учение об обществе.
СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС. У нас принято не обращать внимания на его связь с ВОПРОСОМ НАЦИОНАЛЬНЫМ. А они действительно взаимосвязаны. Во-первых, потому, что единство нации, чаемое всегда и всеми националистами, возможно лишь в том случае, если нация не разделена на угнетателей и угнетённых, если в ней правильно распределены обязанности, права и достаток всех её членов и всех её частей. Что невозможно в обществе, построенном на индивидуалистической основе, в котором каждый его член озабочен лишь собственным успехом или, во всяком случае, не обязан заботиться о всём обществе в целом.
С другой стороны, правильное общество может строиться только в той его форме, которая задана ему Богом в виде правильно построенной семьи и вырастающих из неё более крупных форм общественной жизни. Это и родственная семье по духу и плоти национальная община, это и всё более крупные объединения таких общин, это, далее, вся нация в целом, обнимающая собою отдельных своих представителей и разные виды их объединений.
А дальше? А дальше - национальное государство как инструмент воли нации. А дальше - союз народов против их разрушителей. А дальше - совершенствование этого союза с постепенным превращением его в семью народов. В семью, охватывающую, в идеале, всё человечество.
Чтобы обеспечить единство русского народа и гармонию интересов разных его частей, надо сделать его землю собственностью всей нации в целом. А также все основные природные и культурные её богатства, все жизненно важные для неё отрасли промышленности, торговли и транспорта. Частную собственность нельзя запрещать, но она должна играть в общем национальном хозяйстве подсобную роль и служить интересам не только её собственников. Она должна служить интересам всего русского народа.
СЕМЕЙНЫЙ ВОПРОС. В настоящее время русские семьи, за редкими исключениями, разрушены почти до основания. Согласно статистике, рушится каждая вторая семья, а ещё сохраняющиеся семьи находятся, как легко догадаться, в полуразрушенном состоянии. Потому что процесс семейной разрухи идёт, по данным статистики, по нарастающей. Причина тому духовная – в русских головах стёрто правильное представление о семье и условиях её здоровья.
Первое из этих условий – праведная вера всей семьи в праведного Бога. Эта вера объединяет духовно всех членов семьи и поднимает их на ту высоту, на которой только и возможна истинная любовь между её членами. Семья невозможна, если она состоит из членов своекорыстных и озабоченных, в первую очередь, материальными интересами.
Второе условие здоровой семьи – праведная в ней иерархия, без которой семейный лад невозможен. Но главенство в семье мужа над женою и родителей над детьми будут уродством, если при этом не будет полного равенства всех членов семьи по их человеческой ценности. Сочетание равенства внутреннего с неравенством внешним – вот формула брачной и семейной любви, без которой семья обречена на деградацию.
И, наконец, третье условие здоровой семьи – это окружение её родственной ей средою в виде местной национальной общины, которая предохраняет семью от проникновения в неё разлагающих её начал, господствующих в современном мире. Семья, существующая в атомизированном социальном пространстве, беззащитна перед его духовными ядами и обречена на вырождение. Что особенно заметно при смене поколений.
О ПОЛИТИЧЕСКОМ СТРОЕ. Сама по себе форма правления не имеет того решающего значения для судеб нации, какое ей приписывают обычно. На самом деле эффект той или иной формы правления никогда не обнаруживается в чистом виде. Он зависит, с одной стороны, от политики, проводимой конкретными руководителями государства, и, с другой стороны, от духовного и физического состояния народа.
Если народ безграмотен, глуп и развращён, то он угробит своими пороками все достоинства наилучшей формы правления. И наоборот. Если народ праведен и мудр, он использует даже самую плохую форму правления наилучшим для себя образом.
И точно так же обстоит дело с политикой, проводимой руководителями государства. Они могут проводить политику действительно национальную, которая состоит, прежде всего, в том, чтобы постоянно поднимать уровень нравственного и интеллектуального сознания всех членов нации. Но могут проводить и политику антинациональную, разделяющую народ на своекорыстных господ и невежественных рабов, невежество которых является гарантией их гражданского бессилия и покорности.
Из сказанного никак не следует, что форма правления не имеет вообще никакого значения. Имеет. И даже иногда очень большое. Но нельзя и переоценивать её важность, забывая о сказанном выше.
Совокупный эффект государственной политики и государственного устройства должен оцениваться, в первую очередь, не по усилению военной и экономической мощи государства и не по размерам новоприобретённых им территорий, а по духовному и физическому усилению или ослаблению государствообразующего народа, этого ядра всей государственной системы. Если это ядро ослабевает настолько, что перестаёт быть хозяином в собственном государстве, то не помогут этому государству никакие внешние успехи. Вот о чём надо помнить каждому русскому политику.
РУССКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. От качества системы русского образования зависит судьба русского народа.
В антинациональных системах образования отсутствуют не только ответы на самые главные вопросы жизни, но даже упоминания о них. Это вопросы о смысле человеческой жизни, о том, как человеку строить себя и свою семью, как строить свои родственные, соседские, общинные и национальные отношения. Как строить своё национальное государство. И как строить отношения с другими народами. И почему именно так, а не иначе.
Все эти темы либо изъяты полностью из школьных и всех остальных наук, либо представлены в самом выхолощенном от религиозно-национальных идей виде. Случайно ли это? Разумеется, не случайно. Кому-то надо охолостить русские умы (да и не только русские) от организующих нацию начал. Пусть обучаемые, как и сами учёные, направляют своё внимание на что угодно (от микрочастиц до галактик, от бесчисленных технических новинок до способов превращения мужчин в женщин, как и наоборот), кроме самого важного для них и для их детей. Как им спасти свою человечность в этом бесчеловечном мире, где всё продаётся и всё покупается и где не желающие себя продавать принуждаются к этому.
Русские педагоги должны осознать истинный характер современной лже-педагогики и создать свой Союз Русских Педагогов. Ибо в одиночку противостоять этой лже-педагогике невозможно. А сообща и можно, и должно.
Примерно таким же образом надо раскрыть и другие важные для жизни нации темы. Искусство, наука, армия, спорт, развлечения и, может быть, какие-то ещё. Чтобы затем Русская Доктрина, как уже сказано, совершенствовалась и обрастала всё более полными и всё более понятными разъяснениями.
Как из зерна вырастает растение, так из Русской Доктрины должна вырасти новая Русская Национальная Идеология. Этот идейный каркас будущей русской нации.
28 июля 2007 г.