Г.М. Шиманов
РАЗУМНАЯ УЗОСТЬ
Шоковый период для русских православных христиан, связанный с величайшей Божьей операцией на теле России, подходит к концу. Процесс возвращения русского духа в себя, процесс возвращения РУССКОГО СОЗНАНИЯ уже начался, и остановить его ничто не сможет. Теперь нам крайне важно восстановить здоровое и подлинно православное отношение к своему Государству. Смущаться тем, что оно является ныне официально атеистическим, по-моему, не нужно (и Павел был до своего обращения Савлом), а нужно верить и работать на благо Церкви, на благо русского общества и Советского государства. Не подлежит никакому сомнению, что православные христиане должны быть ЛУЧШИМИ гражданами нашей Родины, т.е. людьми глубоко нравственными, тружениками, трезвенниками, что они должны быть глубоко семейственными и родственными людьми, подлинно просвещёнными русской и всемирной православной культурой. Они должны быть, кроме того, пламенными патриотами, готовыми всегда и словом, и делом, т.е. с оружием в руках, защищать своё Отечество от всех врагов его. В нынешней атмосфере внутренней ПУСТОТЫ и внутреннего ОДИЧАНИЯ они должны явиться подлинной СИЛОЙ, подлинным ЗДОРОВЬЕМ и подлинной ОПОРОЙ нашего русского народа и нашего Государства. И так оно несомненно и будет во славу Божию и к торжеству нашей Православной Церкви!.. Так оно и будет, потому что на одной лишь палочной дисциплине и материальных стимулах великого и крепкого государств не построишь. Нужны чистые, высокие и прочные побуждения и убеждения, - а ныне где они?.. у кого они?.. Короткие и непрочные мысли, короткие и непрочные чувства, - вот что характерно для нашего безбожного времени, которое по внутренней своей сути представляет как бы огромную груду камней на месте когда-то великого здания…
Но когда же, не с раскола ли при Патриархе Никоне образовалась первая трещина в этом здании?.. не с гонения ли на старообрядцев?.. В старообрядческом типе, по-видимому, есть действительно какой-то тонкий перекос в сторону буквоедства, закреплённый и усиленный болезненным разрывом русской жизни. Но вопрос этот всё-таки не так прост, как может показаться некоторым поначалу. Старообрядческий тип русского человека наиболее, пожалуй, социально здоровый, наиболее законопослушный, житейски мудрый и сильный, с его строгим и прочным бытом, чурающимся самоубийственной русской широты, отпугивал раньше и отпугивает теперь многих своей как бы бездушной жёсткостью и узостью. Но узость и жёсткость старообрядцев не их ли великое преимущество?.. Наше время, кажется, уже воочию открывает какую-то очень большую правду старообрядчества, ибо к чему привела русский народ его «широта» - слишком известно. Она привела его к тому, что он, как бы сорвавшись со всех опор, без руля и без ветрил понёсся в бушующий океан, и теперь тонет в безбожии, в страданиях, в водке.
«Нет, широк, слишком широк русский человек… Я бы его сузил». Наше время придаёт словам Достоевского такой смысл: надо приглядеться к старообрядчеству повнимательнее, надо стать поближе к нему и научиться у него очень многому… Ибо пространен путь и широки врата, ведущие в погибель.
Март 1973 г.