ПОКА НЕ ПОЗДНО
Запад, в лице его нынешних хозяев и их агентов, будучи сам в основе своей бесчеловечным и врагом истинной свободы, боится обнаружения перед всеми этой своей тайны и надеется на творческую немощь советского коммунизма. Возрождение Христианства в России нужно ему лишь в качестве антисоветской силы, а в качестве силы положительной, способной укрепить Советское государство и вывести мир из тупиков конфронтации… Тут-то и обнаруживаются рога и копыта мнимых свободолюбцев. ТАКОГО возрождения ХРИСТИАНСТВА они не хотят активно, потому что еще надеются на свое полное торжество в истории. И эта надежда, надо признать, не совсем беспочвенна.
Сейчас уже складывается антисоветский блок из США, буржуазной Европы, Китая и Японии, объединенная экономическая мощь которого намного превосходит экономическую мощь Советского Союза. А это значит, что со временем и военная мощь этого блока намного превзойдет военную мощь СССР и его союзников. Когда это станет достаточно очевидным, Запад начнет уже “по-чёрному” уламывать и соблазнять советских коммунистов “новым типом разрядки” – сладким ядом умеренной либерализации, технократизации правительственных кругов, экономической помощью (в обмен за “незначительные” идеологические и политические уступки), займами, концессиями и т.д. Чем это может кончиться, если наши клюнут на такую приманку, понятно: полным и окончательным торжеством Запада, т.е. нынешних его хозяев, которым в действительности, повторяю, не нужны ни истина, ни свобода, которым нужно ГОСПОДСТВО. И ради этого господства они применяют и будут применять в отношении Советского Союза политику кнута и пряника. Будут применять до тех пор, пока не победят или не окажутся перед альтернативой: свобода для всех и новые принципы в отношениях между народами -– или смерть для всех, ядерная или иная. И тут, перед этой альтернативою, я думаю, они дрогнут и выберут все-таки жизнь и свободу. Не ту, разумеется, мнимую свободу, о которой речь в беспочвенной “Всеобщей декларации прав человека”, а истинную свободу, т.е. право для каждого человека и каждого коллектива на свою землю и самобытное устроение своей жизни.
Если это произойдет, то начнется новая эра в истории – эра медленного и поначалу трудного усвоения новых принципов в созидании общества, нового понимания прогресса и всего прошлого человечества.
И вот заранее предусмотреть возможность ситуации, описанной выше, заранее обдумать ВСЕ возможные пути выхода из тупиков конфронтации - крайне необходимо. Ибо может получиться так, что однажды станет уже поздно что-либо обдумывать.
Нужен новый энтузиазм – не русский только и не российский только, но поистине интернациональный. Объединяющий русский народ и всех россиян со всеми людьми доброй воли из всякого племени.
Где его взять, этот новый энтузиазм? Он может стать реальностью как следствие нового осознания ценностей, как народный ответ на более зрелую и более емкую коммунистическую идеологию. Выдвинуть такую идеологию Запад не в состоянии, он слишком во власти старой инерции, еще с Ренессанса. Выдвинуть такую идеологию Запад не может, но зато может со временем принять и усвоить, когда ее превосходство станет уже очевидным. И не только Запад. С еще большим пониманием и сочувствием должен к ней отнестись третий мир.
Нынешняя коммунистическая идеология явно не поспевает за грозной практикой жизни. Она испытывает трудности, подобные тем, в которых находится юноша, продолжающий носить мальчишеский костюм, из которого давно вырос. Утверждать, что эта идеология не может и не должна развиваться дальше, отказываясь от явно устаревшего и ассимилируя не усвоенные ранее здравые начала, значит быть злейшим врагом этой идеологии. Сейчас уже очевидно, что коммунистическое движение, несмотря на все его успехи, нуждается во ВТОРОМ ДЫХАНИИ, чтобы справиться с труднейшей задачей спасения мира на Земле и организации общественной жизни на справедливых началах. Иначе ход мировых событий станет все менее управляемым здравым смыслом, и однажды случится непоправимое.
Нужно вернуться к малому, но несомненно истинному, чтобы через него осознать отчетливее большое. Лишь вернувшись к этому малому, прохлопанному в горячке прошлого, мы распутаем постепенно многое, что теперь связывает нас. Нельзя ждать исцеления быстрого, ибо слишком много накопилось сложного и тяжелого, что сдавливает умы и сердца. Но закрывать поиски и пути к исцелению – преступно.
Нам нужен не малый и не временный энтузиазм, не очередная кампания, организованно возникающая и затухающая сама по себе. Но тот энтузиазм, что порождается ненасильно святыми началами в человеке и освобождает его от мелкого и случайного, поднимает его душу и умудряет ее, расширяя постепенно до пределов, способных вместить весь мир. Обнять весь мир и всё в нём ощутить своим и бесконечно своим и всё свое общим и бесконечно общим – что может быть лучше и прекраснее этого?
Но путь к такому расширению души – не через запрещение своего и не в приказном порядке. Те, кто грешит игнорированием диалектики в созидании братских отношений между людьми, должны осознать свои промахи и исправить их. Нынешний глобальный кризис, сотрясающий человечество, властно принуждает к большой ответственности. Ни одна возможность не должна быть упущена.
Июнь 1981г.