Г.М. Шиманов

 

«РОССИЯ И МИР СЕГОДНЯ

новые реалии и перспективы»

 

Этой теме был посвящён один из семинаров в Москве. Ниже привожу текст моего выступления.

 

         Новые реалии в современном мире это обнаруженные ещё в середине девятнадцатого века нашими славянофилами реалии современной им Европы. «Запад гниёт», - сказали они. И над их словами смеялось тогда большинство просвещённого мира.

         Теперь это гниение Запада, заразившее и Россию, приняло такие размеры, что смеяться могут лишь слабоумные люди. Это нравственное гниение поставило мир на грань между жизнью и смертью.

         Дехристианизация Европы стала причиной нравственного и физического вырождения её народов. Сегодня уже подсчитано, что при сохранении существующей направленности её жизни последний англичанин исчезнет примерно через сто лет, а вместе с ним исчезнут примерно за это же время другие народы Европы (за исключением албанцев). Русские же, если направленность их жизни не изменится, вымрут ещё раньше.

         Современное общество западного типа перестало быть обществом даже в малейшей степени. Его правильнее называть псевдо-обществом. По той причине, что подлинное общество объединяет людей, имеющих общие ценности. И не просто общие ценности, а непременно ценности, возвышающие их духовно. Это общие религиозные и национальные представления о жизни и соответствующие им общие нормы жизни.

Если их нет, если людей объединяют ценности исключительно низшего порядка (такие, как материальное богатство, материальные удобства и культ наслаждений), то внутреннее родство между людьми исчезает, они превращаются во всё более прожжённых эгоистов. Т.е. в бесконечно чужих друг другу людей, обречённых жить вместе, вместе работать и вместе развлекаться.

Такое псевдо-общество обрекает себя не только на окончательное физическое вырождение, но и уничтожает, пока оно ещё живо, природу Земли.

В чём причина того, что такое  самоубийственное псевдо-общество появилось и восторжествовало в мире, который был некогда христианским, а затем стал превращаться в мир не христианский, а затем и явно антихристианский?

Я думаю, что среди множества причин, обусловивших это превращение, основная причина была в том, что церковная мысль не выработала действительно церковного учения об обществе. Хотя начатки такого учения были и в Евангелии, и у апостолов, и у св. отцов Церкви. Но они, эти начатки, в силу определённых исторических обстоятельств, не были развиты в полноценное учение Церкви об обществе.

Если же Церковь не выработала полноценного учения об обществе, то в качестве его замещения должны были возникать и возникали его суррогаты, доказавшие в дальнейшем на практике свою несостоятельность.

Следствием стала неспособность Церкви оценивать правильно, т.е. с христианских позиций, то общество, в котором она жила. Вместо того, чтобы вооружать правителей и всю свою паству правильными представлениями о христианском обществе, она подлаживалась к правителям и одобряла явно нехристианские порядки. Чем, несомненно, дискредитировала себя в глазах жертв этих неправедных порядков.

Кроме того, Церковь оказалась не способной осознать в нарождавшемся на Западе капитализме врага не только всего христианского мира, но и всего человеческого рода. Не осознав же опасности капитализма, она оказалась не способной сопротивляться ему. И вместе с народами, которые она была призвана вооружать духовно, стала его жертвой. Социальная слепота Церкви стала глубинной причиной капитализации России, естественно последовавшей в ходе всё большей её европеизации, а капитализм, в свою очередь, стал причиной катастрофы России сначала в 1917 году, а затем, повторно, в 1991-1993 годах.

Катастрофа 1917 года была осложнена возникновением глубоко противоречивого по своей сути советского социализма, но останавливаться здесь на этой теме я не буду по причине её большой ёмкости. Скажу лишь, что в советском социализме были не только пороки, связанные с его атеизмом и фактическим его космополитизмом. В советском социализме были заявлены и осуществлены конструктивные идеи, которых не было в обществах прошлого и которые было бы вредно игнорировать при планировании нашего будущего. Пусть эти идеи были в большей или меньшей степени искажены безбожием и космополитизмом советской идеологии, но они всё-таки были, и наша задача, очистив их от искажений, использовать для созидания лучшего мира.

 

Сегодня перед нами такая перспектива: либо погибнуть нравственно и физически, смирившись с тем, что происходит в современном мире, либо начать создавать цивилизацию нового типа – более совершенную по сравнению со всеми бывшими в прошлом и существующими сегодня. А создание новой цивилизации начинается с определения её главных идей. Готовы ли мы взяться за это дело?

2 октября 2008 г.                                      

 

                                                                               Shimanov. narod. ru

 

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz