Шиманов Г.М.

О РУССКИХ СОБРАНИЯХ

 

 

Мне говорят: «Ну, хорошо. Мы согласны, что без национальной общины народ действительно вырождается. Но эта истина пришла в русские головы слишком поздно. «Поезд ушёл». Современные русские уже выродились и теперь не способны создавать свои национальные общины. Зерно можно сварить, превратив его в кашу, но из каши зерна уже не сделаешь.

Русских за последние столетия столько ломали через колено и столько раз переделывали, что они теперь не знают, что значит быть русским. Они утратили способность притягиваться друг к другу. И это уже навсегда. Сознание своего национального происхождения ещё не исчезло в них полностью, но перестало играть в их жизни даже второстепенную роль.

За редчайшими исключениями, оно замкнуто либо на личные дела, либо на дела семейные и групповые, не осмысленные ни религиозно, ни национально. И эта узость их сознания (и непросветлённость его высшим смыслом) отличает их от их предков по крови. При всём внешнем сходстве с ними, когда оно ещё сохранилось, современные русские это совсем другие люди по своему духу. Это не просто другой народ, а вообще не народ. Это разрозненные обыватели, не объединённые никакой положительной идеей. Если можно ещё говорить о каком-то психическом их родстве, то лишь в отрицательном смысле. Их объединяют теперь далеко не лучшие качества.

Теперь даже братья и сёстры не видят друг в друге естественных союзников. И не стремятся к тому, чтобы ими стать. Они как случайные попутчики в дороге. Или даже как тайные враги, лелеющие нанесённые когда-то друг другу обиды. У них разные цели в жизни. И цели, и ценности, и нормы жизни.

Объединить таких русских способны только протестные акции. Да и те объединяют лишь ничтожную их часть, которая выходит на политические демонстрации два-три раза в году при полном равнодушии всех остальных.

ОБЩИНУ, как говорилось выше, СОЗИДАЮТ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, А ЕДИНОМЫСЛИЯ В РУССКОМ НАРОДЕ КАК РАЗ И НЕТ. Все тянут в разные стороны.

И не только нет, но и не может быть. Потому что русские включены, практически все, в могучую и враждебную их единству систему, от которой зависят полностью. Они включены в неё и объективно (поскольку иной системы на российском пространстве нет), и субъективно (поскольку не мыслят для себя иной жизни, как только в борьбе за личный успех или за «выживание»). А потому и не способны ни на что другое. У них нет сил ни на поиски высших идей, ни на личную свою перестройку в соответствии с этими идеями. Ни, тем более, на перестройку жизни их ближних, чтобы вместе с ними творить хоть какое-то разумное русское общежитие.

Если раньше, в эпоху монархий, какое-то подобие единомыслия создавалось общей религией и общей покорностью монарху, то теперь духовное состояние людей и условия их жизни исключают возможность даже какого-то приближения к прежнему состоянию. Вернуться к прежнему образу мысли и образу жизни для них то же самое, что дряхлой старухе стать заново девушкой.

Если даже признать, что разрушительный процесс захватил пока ещё не всех русских, то и в этом случае нельзя не согласиться с тем, что силы оставшихся русских настолько ничтожны по сравнению с почти космическими силами мирового зла, что исход борьбы не может вызывать никаких сомнений. Силы ещё не сломленных русских тают с каждым новым поколением, а силы их противников, наоборот, растут. И нет никакой надежды на то, что эта направленность истории как-то изменится в будущем».

 

---оОо---

 

Так говорят ПЕССИМИСТЫ, которых теперь едва ли не большинство среди думающих русских людей. Так говорят любящие свой народ и понимающие необходимость русской национальной общины. Но… не делающие ничего для её организации по своему полному неверию в это дело.

Однако их пассивность объясняется, на мой взгляд, не только их заворожённостью силами мирового зла и бессилием современного русского населения. Решающую роль играет, похоже, то обстоятельство, что они попросту не знают, как надо строить русскую общину в современных условиях. Как её следовало бы строить, если бы русские были способны на это. С чего начинать и какие трудности одолевать, чтобы сдвинуть это дело с мёртвой точки. А если бы знали, то стали бы строить общину, повинуясь той же логике, по которой они, при всём своём пессимизме, ходят на работу, покупают в магазинах продукты, учат детей уму-разуму и т.д. Свидетельствуя тем самым, что не до такой уж степени они пессимисты, чтобы лечь, где придётся, и ждать смерти.

А не знают они, как надо строить общину, по той простой причине, что не думают о том, как её надо строить. А не думают они о её организации потому, что не хотят тратить силы на заведомо бесполезное дело. И получается ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ: неверие блокирует их мысль, а отсутствие мысли усиливает их неверие.

Если вера, как сказано в Евангелии, «движет горами», то неверие, наоборот, цепенит даже мысль. Делает её не способной зачинать и порождать соответствующие ей дела.

Сегодня одним русским некогда думать о русской общине потому, что они вообще никогда не думали об обществе. Другим некогда думать о ней по той причине, что они заняты делом наиважнейшим, именуемым «выживанием». А третьим некогда думать о ней потому, что они уже перешли незаметно для себя от «выживания» к гонке за личным успехом в жизни. Самые же умные из русских людей не хотят думать о русской общине потому, что, наблюдая это почти всеобщее русское безумие, загипнотизировали себя им. «Нет, с нашим народом ничего не сделаешь». Так они решают в отчаянии, и тоже не делают ничего.

Однако спросим такого как бы разумного человека: А ты-то сам почему не организуешь свою национальную общину вместе с другими, столь же разумными, русскими людьми? Или ты один разумен среди остальных русских?  А если не один, то почему же не ищешь других,  чтобы налаживать вместе с ними хоть какое-то разумное русское общежитие?

Если бы несколько русских создали свою общину для совещаний и взаимопомощи, то, глядя на них, потянулись бы к ней, возможно, и другие. Потому что люди подвигаются на дела, как правило, не столько голыми идеями, сколько примерами.

Теперь же вместо того, чтобы подать другим положительный пример, каждый смотрит на других, не делающих ничего для организации русской общины, и тоже не делает ничего. Сегодня русские завораживают друг друга отрицательным примером.

Я работал когда-то на паровозовагоноремонтном заводе, и нам приходилось передвигать вагоны по рельсам. В одиночку сдвинуть вагон с мёртвой точки нельзя. И вдвоём тоже не получалось. А втроём или вчетвером уже можно. Но не то же ли самое и в организации общины? Чтобы она возникла, надо упереться хотя бы трём-четырём подвижникам. А для того, чтобы их собрать, нужна чья-то инициатива. Надо разорвать заколдованный круг неверия и безмыслия, о котором сказано выше. Всё начинается с единицы.

Предположим, что кто-то один стал бы говорить другим: Давай собираться вместе, чтобы думать о том, как создать русскую общину. В этом случае десять человек, допустим, отказались бы по разным причинам, а одиннадцатый, глядишь, согласился. И стало бы уже два действительно разумных русских человека в этом безумном мире. Смешная, скажете, величина. А я думаю, что вдвое большая, чем одна единица. Или даже втрое. Потому что два человека, соединённых ради благой цели, усиливают друг друга. А там, глядишь, и третий человек появится. А там и четвёртый. И чем больше будет этот круг согласных пока ещё только в том, что надо создавать русскую общину, тем притягательнее он будет для других русских.

Но лишь при одном условии: Что в этом кругу будет твориться правда, а не привычный нам всем балаган. Хотя какая может быть правда у тех, чьё единомыслие пока что только в том и состоит, что они осознали необходимость русской общины и решили её созидать сами? Решили создать, ещё не понимая, как она должна строиться в современных условиях.

Пока у таких людей может быть лишь очень маленькая правда. Но всё большое начинается с малого. Опасно недооценивать предстоящие трудности, но ещё опаснее запугивать себя ими. Дорогу осилит идущий, а не идущий по ней её не осилит.

На этом пути у православных есть то преимущество, что они могут взывать к Богу о помощи, чтобы Он надоумил их в общей работе. Они будут, кроме того, молиться друг о друге, усиливая тем самым друг друга. А праведная молитва не только низводит с Неба благодать на того, за кого молятся. Она и самого молящегося вразумляет. Она делает его способным более благодатно относиться к тому, за кого он молится. А как без такого благодатного отношения друг к другу делать общее дело? Взаимопонимание без молитвы друг о друге возможно лишь в очень ограниченной степени. МОЛИТВА СТЯГИВАЕТ ОБЩИННИКОВ В ОДНО ЦЕЛОЕ И ПРОСВЕЩАЕТ ИХ УМЫ.

Следовательно, она учит их и разумному долготерпению. Без которого торжество правды в общине невозможно. Правда творится в жизни созревающей общины трудно и медленно, а разногласия в ней возникают легко и как бы сами собою. Иногда напоминая взрыв, после которого остаются изуродованные сердца и осколки от надежды на возможность русского единомыслия.

Чтобы предупредить такие взрывы, одних молитв недостаточно. Нужна ещё техника безопасности. Нужно заранее быть готовыми к тому, что разногласия среди собравшихся НЕИЗБЕЖНЫ, потому что слишком разными путями они пришли к мысли о русской общине. И разными объёмами и типами знаний обладают.

Вот почему, зная о неизбежности идейных разногласий, надо заранее позаботиться о том, чтобы заключать их в такие формы, которые сделали бы их неопасными для общего дела.

Надо, во-первых, стараться не переносить идейные разногласия на личные отношения, которые должны быть в любом случае, как минимум, корректными. А это не всегда просто. Разногласия как-то помимо воли отдаляют людей друг от друга. Но если к этому обстоятельству быть готовыми заранее и держать свои чувства (и выражающие их слова) в узде, то отрицательный эффект, связанный с разногласиями, может быть сведён до сравнительно безопасных размеров. И этому искусству самообладания надо учиться.

И, во-вторых. Надо не форсировать решение трудных вопросов, но предоставлять их окончательное решение времени, которое действительно врачует. Позволяет спокойнее и внимательнее рассмотреть суть дела.

Уже само понимание того факта, что сегодня русские идейно разрознены в сильнейшей степени и что их разрозненность не случайна (она порождена веками труднейшей русской истории, в которой даже историки не разобрались ещё по-настоящему), должно сплачивать русских поверх их теперешних разногласий. Это понимание должно поднимать их над теперешними разногласиями и открывать им правду более терпеливого и заботливого отношения друг к другу. Более благодатного отношения, чем это бывает тогда, когда такое понимание отсутствует.

Чтобы обсуждение тех или иных вопросов не превращалось в подобие балагана, нужны разумные ПРАВИЛА проведения таких собраний, выработанные самими же их участниками. Нужен УСТАВ собраний, в котором были бы чётко определены их цели и порядок их проведения.

Без правил внутреннего распорядка невозможна ни семейная жизнь, ни государственная. Без устава или заменяющей его инструкции невозможна вообще никакая организация. Даже организация личной жизни. И чем разумнее будут правила организации человека и того или иного общества, тем успешнее будет их деятельность.

Необходимость в Уставе тем большая, чем больше обсуждающих какую-то тему и чем значительнее расхождения между ними в её понимании. Но и при малом числе обсуждающих необходимость в Уставе не исчезает полностью.

Устав русских собраний это зародыш законов будущей русской общины. Как и сами эти собрания есть зародыш такой общины. Способность участников собраний выработать такой Устав, в котором не было бы ничего лишнего и было бы всё необходимое, есть уже показатель определённой умственной их зрелости. Как и способность подчиняться своему же собственному Уставу.

Сама регулярность собраний и необходимость присутствовать на них, необходимость обдумывать намеченные на очередное заседание вопросы и участвовать в их обсуждении должны дисциплинировать участников собраний и тренировать их умы.

Без периодического сосредоточения внимания на предметах высоких и важных их постижение невозможно. Без такого сосредоточения человек остаётся при поверхностном или даже ложном их понимании. А то и вообще забывает о них, погружаясь в будничные заботы. И, в результате, оказывается не способным мыслить национально даже при полной уверенности в том, что он мыслит национально. Ибо национальное мышление невозможно без достаточно высокой культуры мышления, отсутствующей у подавляющего большинства современных русских. Вот, на мой взгляд, глубиннейшая причина всех наших теперешних русских несогласий и, как следствие, нашего национального бессилия.

Из чего следует, что для одоления этих несогласий нам нужны повсеместные и регулярные РУССКИЕ СОБРАНИЯ, на которых внимание их участников направлялось бы на самые важные для жизни нации темы. Направлялось с целью правильного их осмысления. Дорастать до которого можно лишь в ходе всестороннего и всё более глубокого их рассмотрения.

Начав думать о том, как строить русскую общину, мы придём к множеству других, не менее трудных, вопросов, без правильных ответов на которые нельзя будет ответить правильно на первоначальный вопрос. И потому предметом обсуждений на русских собраниях станут, в конечном итоге, все самые важные идеи, организующие нацию в единое целое.

На этих собраниях будет создаваться, по существу, наука о русском народе и, вместе с тем, будут совершенствоваться умы самих её создателей. Которые однажды поймут, что поставленная ими перед собою задача состоит из двух взаимосвязанных задач, ни одна из которых не может быть решена без решения другой.

Остановлюсь на этих задачах.

Первая из них это, как сказано выше, создание науки о русском народе, которая есть фактически русская национальная идеология в её развитом виде. Т.е. в виде, адекватном нашему времени.

Национальная идеология это сумма идей, организующих нацию в единое взаимопонимающее, взаимосочувствующее и взаимопомогающее целое. Национальная идеология это идейный каркас нации, без которого она разрушается с большей или меньшей скоростью в зависимости от конкретных исторических условий. И исчезает из истории.

Национальная идеология даёт краткие или развёрнутые ответы на самые фундаментальные вопросы, возникающие у представителей того или иного народа. О происхождении бытия и его смысле, о природе и обществе, об их прошлом, настоящем и будущем. О том, как надо строить свою семью, свою общину и всю нацию в целом. О том, какими должны быть правильное государство, правильный социальный строй, правильное хозяйство, правильная педагогика, правильное искусство. И, в частности, о том, почему русские деградировали как народ на протяжении последних столетий. И что надо делать для спасения своего народа.

Национальная идеология состоит, как видим, из тематических блоков, которых может быть больше или меньше в зависимости от степени её развития и от аудитории, для которой она предназначена. Эти блоки могут иметь разные объёмы и разные формы, приспособленные для разных уровней и характеров их восприятия. Так, например, для художников и артистов должна быть раскрыта в наибольшей глубине и полноте тема искусства, а для хозяйственников или учёных соответственно наиболее близкие им темы.

Национальная идеология в её первоначальном, т.е. несовершенном, виде может быть создана за какие-нибудь полгода, если за её создание возьмутся люди достаточно заинтересованные и достаточно подготовленные для этого дела. После чего она будет совершенствоваться как в отдельных своих частях, так и в целом.

А до каких пор она будет совершенствоваться?.. До тех пор, пока народ живёт. Ибо совершенствованию его жизни и его мысли нет конца.

 

Но!.. как только народ перестаёт думать о своём национальном бытии и связанных с ним вопросах, так входит в фазу застоя и начинает разрушаться внутренне, даже при всех своих внешних успехах, которые могут продолжаться столетиями. Он начинает разрушаться поначалу скрытно, а затем всё очевиднее для всех.

Национальная идеология это НАУКА НАУК, без которой все остальные светские науки имеют условно полезный характер. Национальная идеология это ядро всякого подлинного разумения. И в качестве ядра должна занимать центральное место среди остальных наук, определять их ценность и направленность. Если национальная идеология исчезает, то и остальные науки утрачивают свой смысл и правильное развитие.

Ядром же самой национальной идеологии является национальная религия народа. Национальная не в том смысле, что её создаёт тот или иной народ, а в том смысле, что он сознательно выбирает её из множества религий и делает её СВОЕЙ религией. Ибо подлинная религия исходит не от народа, а от Самого Бога. И потому имеет, в первую очередь, универсальный характер. И лишь во вторую очередь характер национальный, который она приобретает как по факту признания её тем или иным народом своей религией, так и по характеру её усвоения тем или иным народом.

Именно в этом смысле, т.е. в полном согласии с православным вероучением, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал о Русской Православной Церкви как источнике русской национальной идеологии. Цитирую: «Возрождение Святой Руси не может начаться иначе, как с воссоздания общенационального религиозно-нравственного мировоззрения... Отсюда задача – оформить «русскую идеологию», доходчиво и здраво сформулировать её, осознать самим и как можно быстрее донести до людей. Сделать это не так уж сложно, ибо милостию Божией мы сохранили Русскую Православную Церковь, содержащую в своих благодатных, любвеобильных недрах всё, что для того необходимо». (Из книги митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Одоление смуты». Цитата из сборника «Нужен ли России Гитлер?», М. 1996, стр. 261-262).

   А теперь о второй задаче русских собраний, не менее

важной, чем создание русской национальной идеологии. Вторая задача это, как я уже говорил, тренировка русских умов, это их совершенствование в ходе обсуждений тех или иных идей, составляющих в сумме русскую национальную идеологию. Без такой подготовки русские люди останутся не способными создавать свои национальные общины.

   Если бы даже какой-нибудь гений предложил нам сегодня уже готовую и правильно разработанную во всех её частях русскую национальную идеологию, то само её наличие не гарантировало бы её претворения в жизни. Потому что мало её иметь, надо чтобы русские люди приняли правильные идеи не слепо, но доросли до них внутренне, разобрались в них самостоятельно. И настолько, что стали бы способны  развивать их творчески, применяя к разным условиям жизни.

Что невозможно без предварительной и очень серьёзной работы их умов над этими идеями. А такой умной работы нет и не может быть ни на патриотических митингах, ни на больших патриотических собраниях, где далеко не каждый имеет возможность выразить своё мнение развёрнуто даже по какому-то одному вопросу. Такая работа ума возможна лишь в малых собраниях, действующих постоянно, т.е. периодически, где все знают друг друга и где каждый волен не только свободно и полно высказать своё мнение, но и отстаивать его, если находит его правильным.

Человек развивается духовно, главным образом, тогда, когда думает о важных предметах наедине с собою. Такое обдумывание необходимо, но оно недостаточно. Оно подобно созреванию плода в утробе матери. Но чтобы та или иная мысль родилась социально и получила право на дальнейшую жизнь, она должна пройти обкатку поначалу среди немногих её восприемников. Пройти проверку критикой со стороны малого коллектива. И только затем, если обнаружит свою живучесть, проходить дальнейшую проверку всё более крупными аудиториями. Вплоть до оценки её всей нацией.

Однако созидание национальной общины требует не только интеллектуального совершенствования русских людей. Оно невозможно без нравственного и психического их возрождения. Община не может состоять из людей слабых и трухлявых в нравственном отношении, она в этом случае развалится. А современные русские люди, как правило, проедены разного рода слабостями, а то и нравственной гнилью. Не до конца, но в значительной степени. Безбожие и социальные катастрофы породили у нас или, правильнее сказать, усилили многократно пьянство, разврат, социальную пассивность, сквернословие, грубость, завистливость, безответственность и другие пороки.

Поэтому созидать свою национальную общину надо с трезвым пониманием современного состояния русских людей. Не забывая об их достоинствах, но и не обольщаясь ими. Не удручаясь их пороками, но и не забывая о них. Надо не забегать вперёд, поднимая слишком высоко умственную и нравственную планку для привлечения в русские собрания новых членов. Но и не опускать её так низко, чтобы дурные качества привлечённых не препятствовали развитию остальных.

Ещё раз скажу, что разрозненный образ жизни развязывает в людях низшие их способности и закрывает от них понимание низкого их характера. А общинный образ жизни (или даже какое-то приближение к нему), наоборот, открывает людям действительный характер их дурных привычек и подвигает их бороться с ними, воспитывать в себе лучшие качества.

 

---оОо---

 

Итак, созидание русской общины не может начинаться сразу с её организации в развитом её виде, минуя «внутриутробный» (или «школьный») период её развития. Период подготовки умов, навыков и самих характеров будущих её членов. Непонимание этого обстоятельства порождает отчаяние русских людей, сознающих неспособность своих соплеменников к общинной жизни и воображающих эту неспособность уже окончательной. Хотя на самом деле это неспособность русских лишь в теперешнем их состоянии, которое изменить можно и необходимо.

Если эпизодические и организационно безграмотные обсуждения важнейших для возрождения русского народа вопросов не дают, как правило, ничего, кроме взаимного ожесточения обсуждающих, то при более разумном подходе к этому делу русские собрания могут и должны стать дорогой к русскому единомыслию. Трудной и медленной дорогой, но, тем не менее, дорогой.

Со временем собираться для умных бесед, когда они станут привычными и когда их участники научатся понимать друг друга, окажется делом не только полезным для них, но и приятным. Оно станет нравственной их потребностью.

 Как зерно, полежав в земле, изводит из себя, при подходящих условиях, и корешок, и росток, так и русские собрания, если будут организованы правильно, начнут перерастать постепенно в русские общины, поначалу небольшие и слабосильные, а затем всё более крепкие и крупные.

1 июля 2005 г.                                      Г.М. ШИМАНОВ                             

 

 

 

 

 

 

 



На главную
Rambler's Top100

Hosted by uCoz