Шиманов Г.М.

 

НУЖНА ДВУСТОРОННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

А теперь такая проблема. Чтобы добиться успеха в трудном или непривычном деле, нужно сосредоточиться на нём. А без сосредоточения оно не получится. Или будет сделано кое-как. И чем больше сосредоточенность, тем большая вероятность успеха. При прочих равных условиях.

Но поскольку людей заботят в первую очередь практические дела, связанные с благополучием их семьи (потребности которой растут сегодня по мере их насыщения), то возникает КОНФЛИКТ между необходимостью сосредоточения на частных практических делах и необходимостью сосредоточения на делах общественных. Которые и непривычны для большинства современных русских людей, и не просты сами по себе. А потому в отмеченном выше конфликте побеждает, как правило, необходимость первого порядка. Со всеми разрушительными для общества последствиями, которые сказываются в дальнейшем и на самом человеке. Но ему, по причине его сосредоточенности на частных делах, думать об этом некогда. И он не думает. А потому и не понимает катастрофичности своей односторонней сосредоточенности.

Сегодня общественными и чисто теоретическими делами заняты у нас либо сделавшие их своей профессией и потому не свободные от своих работодателей, либо относительно благополучные в материальном отношении и располагающие в силу этого досугом для высоких мыслей. Но таких высоко настроенных оказывается ничтожное меньшинство по сравнению с остальной массой русского народа, глухой к заботам этого меньшинства.

Но мало того, что людей, думающих об обществе, ничтожное меньшинство. Это меньшинство ещё и разрозненно. В нём всякий думает об обществе в одиночку или почти в одиночку. Дискуссий на ту или иную тему, важную для возрождения нации, не бывает. Научные конференции по общественным проблемам имеют не дискуссионный характер, а лишь огласительный. Каждый докладчик утверждает своё, не откликаясь на мысли остальных, как бы они ни противоречили его собственным мыслям. Причём выступают на таких конференциях с докладами представители самых разных мировоззрений и сторонники самых разных общественно-политических систем. Происходит почти то же самое, что и на собраниях русских националистов, когда православные, атеисты и язычники начинают сообща вырабатывать общую теоретическую платформу. С той только разницей, что здесь и задача такая не ставится. И этот научный балаган имеет вполне благопристойную видимость.

Вот в каких условиях думает об обществе наименьшая часть русского народа. Поэтому она и не делает погоды в своём народе. И не будет делать её до тех пор, пока такое положение сохраняется. А это положение, заметим, создаёт наилучшие условия для манипуляции сознанием населения средствами массовой дезинформации. И ПОЧТИ безнадёжные для успеха идей нравственных, без которых подлинное общество невозможно. Но если так, то такое положение, видимо, не случайно. Трудно отделаться от ощущения, что оно создано искусственно заинтересованными в нём силами.

Я подчёркнул выше слово «почти» потому, что положение может измениться, если разумное русское меньшинство станет действительно разумным. Что невозможно без организации им русских собраний с целью выработки на этих собраниях зрелой русской национальной идеологии, без которой не может быть эффективной русской ПРОПАГАНДЫ. Пропаганды, способной привлекать наиболее думающих из дезориентированного ныне русского большинства и превращать их в разумных русских людей. А вслед за ними и тех, кто связан с ними дружескими, приятельскими или родственными узами.

Если сегодня средний русский человек дезориентирован хаосом царящих в средствах массовой информации идей, если он воспринимает сегодня русскую идею в самых разных её видах, не только противоречащих друг другу, но и нередко сомнительных самих по себе, то сердиться на него за его растерянность и общественную пассивность, думается, не умно. Винить за это надо, в первую очередь, себя, т.е. русское интеллектуальное меньшинство, не сумевшее выработать адекватную нашему времени русскую национальную идеологию, способную выводить среднего русского человека из идейного хаоса. И, следовательно, объяснять ему, почему русские оказались в столь глубокой яме и как им из неё выбираться. Показывать понятно, что каждый русский человек должен делать, если он хочет жить осмысленной жизнью.

Если такое случится, если русское разумное меньшинство станет действительно разумным, если оно начнёт регулярно собираться для выработки правильных русских идей, то оно начнёт расти не только качественно, но и количественно. Оно приобретёт способность притягивать к себе ранее неразумных и превращать их в разумных людей. И в результате, достигнув какой-то критической величины, начнёт влиять уже на всё русское население в целом, превращая его в нацию.

В этом случае современные русские начнут превращаться в людей, сосредоточенных уже не односторонне (т.е. исключительно на своих частных делах), а двусторонне, как это и свойственно духовно здоровым людям.

Если человек смотрит только на небо, то не видит препятствий на своём пути и либо наталкивается на них, либо проваливается в ямы. А если, забыв о небе, смотрит только себе под ноги, то превращается в подобие свиньи со всеми вытекающими из этого обстоятельства неприятностями. Разумный человек видит и небо, и землю. Или, точнее, видит их, а над ними Небо небес, Бога всевышнего, животворящего и человека, и общество. И работает ради того, чтобы земля очищалась от облепивших её мерзостей и цвела, как невеста, под Небом. 

Но как быть втянутому в изматывающие его дела и не имеющему сил ни на что иное? Где взять силы на двустороннюю сосредоточенность, если их не хватает даже на одностороннюю?

Жалобы на отсутствие времени и сил на высокие дела имеют, при всей их искренности, фальшивый характер. Ими оправдывают себя те, кто внутренне не дорос до понимания важности двусторонней сосредоточенности. Если у человека есть потребность в высоких мыслях и делах, то все другие его потребности и заботы сокращаются сами собою, уступая место главному в его жизни. Когда у человека засела в мозгу какая-то важная мысль, то он думает о ней постоянно. И на работе, и по дороге с работы домой, и в выходные дни. Разумный человек всегда находит время думать о самом главном. А у неразумного всегда провал по этой части.

Ложные системы воспитания и ложный характер нашей послепетровской культуры отучили русских людей думать о смысле человеческой жизни. И, следовательно, о смысле общества, в котором они живут. Они научили их не думать о них или думать поверхностно, кое-как. А отсюда и неорганизованность их жизни или её организованность на ложной основе. И это глубиннейшая причина нашей русской катастрофы, для выхода из которой требуется перестройка сознания и образа жизни. В перестройке – правильной перестройке – личной и семейной жизни источник тех самых сил, на отсутствие которых жалуются сегодня оправдывающие свою общественную пассивность.

Если у кого-то не получается сразу двусторонняя сосредоточенность, то, значит, ей надо учиться. Учиться поднимать свою голову от земли поначалу хотя бы немного, а затем всё больше, чтобы, наконец, свободно, как это свойственно здоровому человеку, обозревать единство земли и Неба. Другого выхода из безумного образа жизни не существует. Разве что сам Бог посетит безумца каким-нибудь горем и вырвет его насильно из его безумия.

Как уже говорилось раньше, чтобы мысль о правильном обществе развивалась (а не буксовала на одном месте, как она буксует теперь), нужна коллективная сосредоточенность на ней изо дня в день и из года в год. И из столетия в столетие. И чем больше людей будет обдумывать её сообща, тем глубже и всестороннее она будет постигаться. А потому и практическая её реализация будет успешнее.

Мне могут сказать, что нелепо думать, будто народ в своей массе способен размышлять о своей национальной идеологии и что каждый его представитель способен быть и богословом, и социологом, оставаясь при этом рабочим, крестьянином и т.д. А я думаю, что не только способен, но и приближался к этому состоянию в своём прошлом. По крайней мере, наш русский народ в те времена, когда оставался ещё православным народом. Если на русской земле село не стояло без праведника, светившего всем остальным, то, значит, общий уровень осмысления жизни был довольно высоким по сравнению с нынешним временем (а потому нелепо исходить из теперешнего разрушенного состояния русского народа при оценке его возможностей).

Да и как можно быть действительно верующим христианином, не богословствуя при этом в меру своего понимания жизни? А если кругозор человека растёт, и объём его знаний увеличивается, то, значит, и мера его богословствования должна расти тоже. Как и мера его понимания природы общества. И это растущее народное понимание религиозных и социальных проблем должно подпирать официальное богословие и официальную социологию, вынуждая их браться за такие острые темы, за которые они браться ранее не решались. И не решаются до сих пор.

Но если в прошлом уровень осмысления жизни русским народом был сравнительно высоким, то из этого обстоятельства ещё не следует, что он был высоким настолько, что русский народ мог распознать до конца суть надвигавшейся на него безбожной западной цивилизации. Распознать и выработать зрелую ей альтернативу. Нет, русский народ ни в его высшем правящем слое, ни в его целом (как, впрочем, и ни один другой народ в мире) не сумел этого сделать. Не сумел ни осознать происходящее в истории, ни перестроиться должным образом для противостояния надвигавшейся на него западной цивилизации. А потому и стал её жертвой со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.

Вот почему мы не имеем права ни хулить своё прошлое, ни идеализировать его. Оно прекрасно в одних отношениях и отвратительно в других. Любой перекос при его оценке в ту или иную крайность есть величайшая опасность для русского народа. Любой перекос ослепляет сторонников взаимоисключающих крайностей и поддерживает тем самым состояние гражданской войны в русском народе. Которая не закончилась в 1921 году, а лишь изменила свою внешность. Оказалась загнанной внутрь. Да и началась-то она не с приходом большевиков к власти, но намного раньше. Она стала почти невидимой, но не утратила при этом своей разрушительной силы. И до тех пор, пока русские люди не поймут этого обстоятельства, они будут раздираться в ней и обессиливаться ею.

Но я отклонился несколько от заявленной в заголовке темы. Такие отклонения при раскрытии всякой сложной темы, внутренне связанной с другими темами, неизбежны. И потому будут, вероятно, повторяться, как и повторы некоторых мыслей, без опоры на которые нельзя раскрыть в должной полноте новые темы.

                                                                                    1 августа 2005г.

 



На главную
Rambler's Top100

Hosted by uCoz