Г.М. ШИМАНОВ

 

НАШ ИДЕАЛ

и дорога к нему

 

         Хочу поддержать мысль С.Н. Семанова о России как общем доме для всех коренных народов России. Поддержать и, вместе с тем, посетовать на чрезмерную краткость статьи, в которой она высказана («О лозунге «Россия для русских!»», газета «Слово», № 16-17, 2006 г.). Ибо тема этой статьи столь важна, а главная её мысль, при всей её правильности, может пониматься столь по-разному, что нужна, на мой взгляд, публичная дискуссия, чтобы выявить возможные её толкования и раскрыть связанную с ней тему по возможности полно.

         У нас, к сожалению, утвердилась дурная практика, когда та или иная важная мысль, высказанная на страницах того или иного печатного органа, не вызывает, как правило, откликов среди читателей. Но, подобно камню, брошенному в болото, исчезает, не оставляя после себя следа. И всё это при хвалёной нашей «соборности», как будто она ещё сохраняется в сегодняшних русских. Пробуждать её в них, и в первую очередь в себе, это, считаю, долг нашей прессы и её читателей.

Но нужна не дискуссия ради дискуссии, а выработка разумного ответа на вопрос: какой мы хотим видеть будущую Россию. Или, как в данном случае, ответ на более частный вопрос: какой мы хотим видеть её в плане межнациональных в ней отношений.

 Если в ходе такой дискуссии не удастся выработать сразу удовлетворительный ответ, то само обсуждение этой темы может сделать понятнее связанные с ним трудности. Что позволит в дальнейшем вернуться к решению этого вопроса при более отчётливом его понимании.

А не вернуться к столь важной теме нельзя, потому что общество, не сознающее своих высших целей и даже не старающееся уяснить их для себя, это уже не общество. Это механическое скопление людей, связанных, по существу, лишь внешней силой государства. Это скопление людей беспомощных перед злом, если государством овладевают злодеи.

 

Однако начинать разговор о том, какими должны быть отношения между народами России, следовало бы, на мой взгляд, с предварительного расширения этой темы до размеров всего человечества. Какими должны быть отношения между народами во всемирном масштабе? Ибо нельзя судить о частном, не имея правильного представления об общем. Разговор об отношениях между народами стал бы заведомо неполноценным, если бы мы предварительно не уяснили для себя, какими должны быть эти отношения В ИДЕАЛЕ.

Близорукие люди сердятся, когда слышат это последнее слово. Они говорят, что идеалы недостижимы, что это утопии, а утопии нам не нужны. А нужны, дескать, только реалии, из которых и следует исходить.

Что идеалы действительно недостижимы, это правда. Но они, если они правильно осмыслены, наши ориентиры. Они как звёзды на небе, по которым ориентируются моряки. Без идеалов мы обречены на блуждания. Без них люди утрачивают общие цели и, следовательно, взаимопонимание. А без взаимного понимания они отчуждаются друг от друга, и чем дальше тем больше. А если отчуждаются, то и враждуют. А если враждуют, то и воюют. Более сильные подчиняют себе слабых и эксплуатируют их в своих эгоистических интересах. Война всех против всех, явная или тайная, - вот результат того, что люди не сознают спасительности для себя правильных идеалов. Или сознают их спасительность очень плохо. А потому и мало думают о них. А если мало думают, то принимают за них те или иные химеры.

 

Мне представляется, что человечество, в идеале, должно быть семьёю народов, объединённых общей верой в Господа Иисуса Христа.

В этом случае будет общее их взаимослужение. Здесь будет полное их равенство по их ценности в глазах друг друга. И, вместе с тем, разумное их неравенство по той роли, которая будет определяться величиной и особенностями каждого из них. Здесь будет разумное их соподчинение, без которого никакая семья невозможна.

Но совершенно очевидно, что такой идеал, вполне понятный для христиан, не может быть идеалом для представителей других религий.

И как тут быть?.. Придётся, удерживая этот идеал для себя, признать в качестве общей платформы для объединения цель менее возвышенную. В виде опять-таки семьи, но уже разобщённой в религиозном отношении. Члены которой придерживаются разных религиозных убеждений, но, тем не менее, сознают себя членами одной семьи и считают своим долгом заботиться друг о друге.

Однако и эта цель пока ещё для нас недосягаемо высока. Отказываться от неё нельзя, но и включать её в свою текущую политику было бы неразумно. Не тот уровень развития наших народов.

А что мы можем? Пока мы можем искать и находить союзников для общей борьбы с врагами народов, отрицающими их право на независимость и даже само их право на существование. Вот на какой основе мы могли бы объединиться с любым народом, и в первую очередь с любым российским народом, осознавшим смертельную для всех опасность. И, следовательно, необходимость прекращения распрей между народами, необходимость объединения их ради общего противостояния силам мирового зла.

Но здесь важно понять, что поиск союзников, при всей неотложности этой задачи,  это всё-таки не главная наша задача. Главная наша задача заключается в том, чтобы созидать себя самих и свой народ. Будет твой народ правильно организован - будет он и силён. А будет он силён - будут у него и союзники.

 Пока же он беспомощен, с ним будут обращаться как с пустым местом. Его территорию будут занимать, а его самого использовать в качестве инструмента или материала для служения интересам более сильных народов. И так будет не потому, что наши союзники окажутся плохими союзниками, а потому, что иначе относиться к пустому месту нельзя. Сами условия войны, в которых фактически находится человечество, не позволяют этого.

Итак, русские должны творить Россию как общий дом её коренных народов, но в первую очередь заботиться о своей собственной силе. И не только по указанной выше причине.

Русские должны заботиться о своей силе не только ради самих себя, но и ради других российских народов. Ибо русский народ это ОСНОВА России. Не будет у неё основы - не будет и политического союза российских народов. Не будет, следовательно, и перерастания в дальнейшем этого союза в семью народов. В которой каждый из них сохранит свою религию и своё национальное лицо. В которой каждый из них будет хозяином на своей собственной земле. Но будет при этом сознавать зависимость этой своей свободы от общего состояния российского содружества народов. И будет, следовательно, не за страх, а за совесть заботиться о нём.

Основой такого объединения российских народов может быть только русский народ. И это обстоятельство должны отчётливо осознать все. Как сам русский народ, чтобы понять полноту своей ответственности за общее благополучие в стране. Так и каждый российский народ в отдельности, чтобы правильно ориентироваться в общемировой и общероссийской ситуации. И, следовательно, не подрывать эту основу общего благополучия, но крепить её в общих с другими народами интересах.

А в возрождении российского содружества народов заинтересованы не только они сами. В этом заинтересовано всё человечество. Или, во всяком случае, лучшая его часть. Самая его нравственная и самая его мыслящая часть. Бессилие России это беда для всего человечества.

Основой российского содружества народов может быть только русский народ, потому что именно он создал Россию, и без него она невозможна. Это самый большой народ в России, занимающий главное её пространство. А потому и связывать собою все остальные её части и все другие российские народы  может лишь он.

Кроме того, надо учитывать и такие ещё обстоятельства. Первое из них заключается в том, что ни один другой народ России не имеет такого опыта державостроительства, как русский народ. И не только не имеет такого опыта, но даже сколько-нибудь приближающегося к нему. А опыт, особенно в деле столь важном и трудном, значит многое.

Второе обстоятельство связано с первым и заключается в том, что по своим нравственным и вообще психическим качествам русский народ это один из самых бескорыстных народов в мире. А бескорыстие это самая необходимая вещь для того, чтобы содружество народов было прочным.

Кроме того, в русском народе его национальное сознание издавна переплетено с сознанием единства всего человеческого рода. И это сочетание двух начал, национального и сверхнационального, выражено у него сильнее, чем у большинства других народов. Но это как раз то самое сочетание, без которого невозможно созидание любого содружества народов, от российского до всечеловеческого. И, следовательно, это та норма, до которой должны дорастать народы, чей национализм пока ещё отягчён своекорыстием и высокомерием по отношению к иноплеменникам. И они будут дорастать до этой нормы, если поймут опасность своего растворения в новом Вавилоне.

 

Мне могут возразить, что русский народ как раз и не годится в качестве основы для российского союза народов. И не годится он по той причине, что в его сознании не было никогда действительного единства национального и сверхнационального. Его национальное сознание было всегда слабым и даже предельно слабым. И это главная причина его современного состояния, до которого он докатился и позорнее которого быть ничего не может. А если так, то много ли стоит его т. н. «всечеловечность»? Всечеловечность, в которую поклонники русского народа задрапировали его заурядный космополитизм.

Но возражения против российского содружества народов возможны и с прямо противоположной стороны. И эти возражения по-своему не менее основательны. Наши соседи, говорят нам, особенно юго-восточные, в их отношениях с русскими (да и вообще в отношениях с другими народами) не понимают ничего, кроме голой силы. И только её одну уважают. Стоило русским лишиться защиты со стороны государства, как они сразу же показали им своё истинное лицо. Вот почему рассчитывать на их способность к добросовестному союзу с нами можно лишь при полном непонимании их природы.

В этих возражениях, на первый взгляд, много правды. Но только подлинная ли это правда? Мне думается, что действительность куда сложнее и лучше этих карикатур, нарисованных на неё чьим-то воспалённым воображением.

В карикатуре какая-то уродливая черта человека увеличивается настолько, что становится уже клеветой на него. И, кроме того, эта черта, будучи раздутой, заслоняет собою другие его черты, совсем не уродливые или даже, может быть, драгоценные. Или даже спасительные для общества.

Так и в этих карикатурах преувеличенные пороки народов закрывают действительную сложность их лиц. Закрывают и жестокие обстоятельства истории, помогавшие формированию их пороков. И, главное, исключают возможность освобождения этих народов от их пороков, возможность развития в них лучших их свойств.

Разжигать в российских народах ненависть к русскому народу и помогать им проявлять её практически, чтобы вызвать ответную реакцию с его стороны, - вот, как не трудно догадаться, что требовалось и требуется врагам этих народов. Сделать конфликт между ними бесконечным и поддерживать его на высоком уровне, чтобы не допустить возникновения сильной России, в которой каждый её народ усиливался бы всеми другими её народами.

3 июля 2006 г.

 

 

 



На главную
Rambler's Top100

Hosted by uCoz