Г.М. Шиманов

 

АПОЛОГИЯ РУССКИХ СОБРАНИЙ

 

1. Предварительные замечания

Иногда говорят, что нужна технология создания русской общины. Но община не техническое сооружение. Её нельзя создать. Её можно вырастить, как выращивают растение из семени. Хотя и это сравнение хромает. Потому что в данном случае семенем является духовное семя – мысль русских людей о своей общине. Только по мере развития этой мысли в их собственных головах они будут стягиваться в нечто общее, сознающее своё единство.      

Разница между техническим сооружением и духовным единством членов национальной общины в том, что в первом случае кто-то делает что-то из пассивного материала, а во втором случае самостоятельно мыслящие и свободные существа сами выстраивают себя в некое подобие семьи, повторяющее её в более крупном масштабе. Но повторяющее её не структурно, а в нравственном отношении. Национальная община это, в нравственном отношении, БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ, состоящая из малых семей, родственных друг другу как духовно, так и по своей плоти.

         Так будет, думается, по существу. Но как образное выражение слова о строительстве общины и технологии этого дела, на мой взгляд, допустимы. Надо только не забывать, что это образное выражение.

         И ещё одно предварительное замечание. Разговор о нации, национальной общине и русских собраниях невозможен без такого ключевого понятия, как «национальная идеология». Вокруг этого понятия и будет строиться настоящая статья. Её можно было бы начать с раскрытия содержания этого понятия во всей его полноте, но это большая тема, которую едва ли можно раскрыть до конца.

Кроме того, эта тема, если бы я уделил ей много места в начале статьи, заслонила бы собою для невнимательного читателя связь этой статьи с предыдущей моей статьёю - о важности национальной общины для жизни нации. Понимание же связи этих двух тем (или даже, точнее, трёх – семьи, национальной общины и способов её выращивания) необходимо для правильного понимания каждой из них. Потому что лишь в общей связке каждая из этих тем может быть понята правильно.

Поэтому в начале статьи я дам лишь краткое представление о национальной идеологии, а ближе к концу статьи разверну его более полно.

Итак, вот это краткое определение: Национальная идеология есть сумма идей и норм жизни, организующих членов нации в единое целое. Национальная идеология это идейный и поведенческий каркас нации. Если разрушается этот каркас – нация распадается на её элементы, утрачивающие со временем остатки былых своих черт. Человек в этом случае разрушается нравственно и в умственном отношении, хотя может оставаться при этом вежливым и законопослушным человеком. И даже большим специалистом в какой-либо частной области знания.

 

2. Главная мысль моей статьи

Современные русские не способны создавать свои национальные общины. А почему? На то есть три причины.

Во-первых, национальная община невозможна без национальной идеологии, а у современных русских её нет и создать её, оставаясь в разрозненном состоянии, они не способны.

Во-вторых, современные русские невежественны в религиозном, национальном и семейном отношении. И, кроме того, не имеют навыков самостоятельного мышления по этой части. А это значит, что если даже какой-нибудь мудрец создаст для них самую прекрасную русскую национальную идеологию, то они будут не способны её понять, а использовать для своей самоорганизации - тем более. Подари медведю автомобиль - он на нём не поедет.

И, в-третьих. Современные русские обокрадены не только интеллектуально, но и по части своего воспитания. Они эмоциональны сверх меры, они не умеют держать свои чувства под контролем своего разума. Быстро сходятся и быстро разлетаются в разные сторон. Недисциплинированны, безответственны, матерщинники и т.д. Можно исписать целую страницу, перечисляя их пороки. С такими качествами они не только не способны создавать свои общины - они развалят самую лучшую общину, если она, обезумев, примет их в себя в таком их состоянии.

Мне могут сказать, что я русофоб, потому что безбожно преувеличиваю наши пороки, прекрасные же качества русского народа не вижу в упор. Мне могут сказать, что русские, по крайней мере, ничуть не хуже других народов - как в нравственном отношении, так и в интеллектуальном.

Но что это значит – не хуже? Если другие народы тоже идут ко дну, то много ли радости в том, что мы ничуть не хуже? Нам надо быть лучше других народов, а для этого не равняться на них и не щуриться близоруко на свои пороки. Их надо видеть зорко, чтобы искоренять. Иначе пороки повиснут на наших прекрасных качествах и нейтрализуют их. Или даже сделают их посмешищем, как это, впрочем, уже происходит сегодня.

 Итак, русские в современном их состоянии не способны на создание своей национальной общины. Но это не значит, что они не способны на это в принципе. Они могут её создать, если захотят её создать и начнут учиться этому делу.

Школой же их самообучения и самовоспитания должны стать регулярные РУССКИЕ СОБРАНИЯ, на которых участники их будут ликвидировать свою неграмотность по части организующих нацию идей, а в дальнейшем будут обсуждать как общие контуры своей будущей русской национальной идеологии, так и составные её части. В ходе таких обсуждений они будут учиться думать о высоких предметах, и в результате содержание русской национальной идеологии будет выясняться для них постепенно со всё большей полнотою и чёткостью. Кроме того, такие собрания будут дисциплинировать русских, воспитывать в нравственном отношении и приучать поначалу к простейшим навыкам взаимопомощи, а затем и ко всё более сложным.

Русские собрания по мере их совершенствования и разрастания станут превращаться в дальнейшем в маленькие и слабенькие русские общинки, а затем во всё более сильные и крупные общины. Они будут связаны друг с другом и будут помогать друг другу.

Русские собрания это своего рода эмбрионы русских общин. Но с превращением их в общины они не должны исчезать. В этом их отличие от зародышей. Они должны сохраняться как абсолютно необходимый для здоровья нации институт её жизни. Русские собрания это условие постоянного совершенствования русских умов и, следовательно, русских порядков, без чего нация обрекается поначалу на застой, а затем и на деградацию. Без постоянного повышения уровня своего национального сознания народ не может справляться с постоянно возникающими новыми проблемами в своей жизни и заболевает по причине их игнорирования или ложного их решения.

Отсутствие в прошлом русских собраний стало главной причиной деградации русского национального сознания и, как следствие, атомизации русского народа. А если атомизации, то и его бессилия.

Вот главная мысль моей статьи.

А теперь, сказав главное, буду пояснять его другими соображениями. При этом мне придётся, ради большей понятности, повторять в чём-то сказанное ранее.

 

3. Прежде, чем объединиться, следует разделиться.

Попытки собрать современных русских вместе для выработки общерусской идеологии приводят к плачевному результату: такого раздрая, похоже, не бывает нигде, кроме таких собраний.

Если же к этому идейному раздору добавить ещё и амбиции некоторых руководителей русских организаций, заботящихся не столько об общем деле, сколько о своём лидерстве; если учесть обокраденность современных русских по части воспитания и, следовательно, их малую способность к парламентским выражениям; если, далее, учесть заинтересованность врагов русского народа в сохранении и усилении внутрирусских противоречий, то картина плачевного состояния русских умов на сегодняшний день будет, возможно, полной.

Руководители наших национально-патриотических организаций и нашей печати, скорее всего, знают или догадываются о том, что у них ничего не получится, если они организуют публичную дискуссию о русской национальной идеологии. Не получится ничего, кроме конфуза. А потому и не решаются на такую дискуссию.

Но как быть тогда с той простой истиной, что без общины русский народ обречён на окончательное разрушение, а условием возрождения русской общины как раз и является возрождение в новой силе русской национальной идеологии?

Скорее всего, руководители наших национально-патриотических организаций и нашей печати эту простую истину ещё не усвоили. Иначе они не отказались бы так легко от попыток преодолеть неизбежный начальный раздор по этой части и найти, пусть и с трудом, способ выработки русской национальной идеологии. Хотя бы начать это дело.

Позволительно спросить: Ну, и что с того, что поначалу будет конфуз? Отрицательный результат это тоже результат. Он заставит искать причины неудачи. Если первый блин окажется комом, то второй может оказаться чем-то лучшим первого блина. А третий, возможно, даже хорошим.

Начнись дискуссия на столь важную тему – и её участники  догадаются, в конце концов, о том, что лебедь, щука и рак не способны сдвинуть воз с места. Они блокируют усилия друг друга. А русские православные, русские атеисты и русские неоязычники, не говоря уж о других идейных антагонистах, собранные вместе для выработки общей идеологии, это те же самые герои крыловской басни.

Идеи могут прорастать только в сочувственной им среде.

Чтобы выработка русской идеологии

началась, русские должны разделиться на собрания единомышленников или, по крайней мере, близких по мировоззренческим и социально-политическим взглядам. Потому что только в среде сомысленников их представления о русском национальном единстве получат возможность раскрываться во всё большей полноте. Как раскрываются свойства растения, заключённые в его семени. А в результате будут возникать разные версии русской национальной идеологии.

 

Мне могут сказать: Нам нужна общая русская идеология, а не десятки разных русских идеологий. Если мы последуем твоему совету, то у нас возникнут идейные и организационные зародыши разных русских народов. Зародыши, которые вырастут со временем в разные русские народы. Причём, скорее всего, не просто разные, а враждебные друг другу русские народы.

Я думаю, что такая опасность не исключена. Но то, что происходит сегодня, хуже этой предполагаемой опасности неизмеримо. Население в атомизированном его состоянии попросту нежизнеспособно. Оно уже вырождается и выродится окончательно, если не изменит свой нынешний образ мысли и образ жизни.

А выйти из этого нежизнеспособного состояния сразу в состояние жизнеспособное невозможно. Как невозможно для него и выработать сразу полноценную русскую идеологию.

         Нынешнее состояние русского населения таково, что собрать его в народ, т.е. объединить идейно и организационно, нельзя ни легко, ни быстро, ни одноэтапным способом. Эта цель может быть достигнута только с большим трудом, не так скоро и не прямолинейным движением к ней, а движением сложным, двухступенчатым или даже трёхступенчатым. Потому что состояние и положение русского народа будут меняться по мере его продвижения к этой цели.

Сегодня можно лишь НАЧАТЬ этот выход из нежизнеспособного состояния посредством образования мельчайших групп сомысленников, осознавших необходимость не только создания зрелой русской национальной идеологии, но и развития своих собственных умов для всё более правильной ориентации в этом мире. Потому что одно без другого невозможно. Ни создание зрелой русской национальной идеологии невозможно без развития русских умов, ни развитие русских умов невозможно без их участия в выработке зрелой русской национальной идеологии.

Иллюзия того, что современные русские умы достаточно развиты, поддерживается верой в превосходство былой советской системы образования над иностранными системами образования. Поэтому успевшие получить советское образование имеют высокое мнение о состоянии своих умов. Но они не догадываются о том, советская система образования, дававшая своим воспитанникам обильные знания о природе и технике, лишала их самой главной науки, без которой все остальные знания бессильны. Она лишала и лишила их науки о смысле человеческой жизни и правильном её устроении, без которого невозможно правильное устроение общества. Советская система  образования лишила их знаний и способности мыслить о Боге, о человеке, семье и своём народе. Или, точнее, дала о них ложные представления, почему и сделала своих воспитанников беспомощными в организации личной и общественной жизни.

Нынешнее жалкое состояние русского народа это закономерный результат советской системы образования.

Хотя справедливости ради надо сказать, что и дореволюционная российская наука, основанная на ложных европейских началах, тоже разоружала русский народ и подготовила его катастрофу 1917 года.

Вот почему сегодня так важно осознать свою нищету по части истинного образования и начать образовывать себя в указанном выше направлении.

Что даст русским людям такого рода коллективное самообразование и коллективное обсуждение важных тем?

Уже сама сосредоточенность ума на том или ином предмете позволяет видеть его более зорко, чем без такого сосредоточения.. А регулярное возвращение к такой сосредоточенности на важных для национальной жизни предметах, которое будет происходить на русских собраниях, позволит постигать их всё отчётливее. Тем более, что здесь личное их осмысление будет сочетаться с коллективным их осмыслением. При таком сочетании личная мысль будет работать продуктивнее на порядок. А потому и уровень коллективной мысли будет расти постоянно.

Всё увеличивающаяся зоркость членов совместно мыслящего коллектива позволит им обнаруживать погрешности в своих прежних представлениях о тех или иных предметах. И, следовательно, отбраковывать эти погрешности. Т.е. уменьшать недоразумения, разделяющие ныне русских людей. И чем дальше, тем больше.

Если невежество русских людей по части созидающих нацию идей развело их в разные стороны (или, во всяком случае, способствовало этому в громадной степени), то устранение этого невежества будет их сближать.

И ещё большее сближение русских людей будет происходить в том случае, если они поймут, что источником разделяющих их недоразумений является не только их невежество по части фундаментальных идей, но и политические их страсти. Невежество, соединённое с политическими страстями, это почти непобедимая сила. И эта сила работала вчера и работает сегодня на разделение русских.

Страстных невежд можно водить за нос в любую сторону, уверив их в том, что ведут их в правильном направлении. Как это было у нас и в революциях начала ХХ века, и в революцию его конца.

Забегая несколько вперёд, скажу, что объём недоразумений, разделяющих ныне русский народ, будет таять (если русские собрания станут нормой русской жизни) не только в силу отмеченных выше обстоятельств, но и в силу некоторых других, речь о которых пойдёт чуть ниже.

Теперь же, в связи с темой политических страстей, несколько соображений о русских партиях.

 

4. О русских партиях

Осуждая политические СТРАСТИ, я не осуждаю ни в коей мере политический РАЗУМ. Политические страсти затмевают политический разум. И от этих страстей, как и от своего невежества, невозможно освободиться одним махом. От них можно освобождаться лишь постепенно, по мере совершенствования своего разума и связанных с ним норм жизни.

Политическая страсть это стремление утвердить свою власть и навязать своё понимание вещей силой. Политические страсти порождают гонения на инакомыслящих, революции и гражданские войны, как горячие, так и холодные. Политические страсти разделяют народ на противоборствующие части и, кроме того, разделяют народы враждою друг к другу.

 А политический разум это стремление раскрыть созидающие нацию идеи во всей их полноте и сделать их понятными, в идеале, каждому члену нации. Кроме того, политический разум это стремление выстроить человечество не как скопище враждующих друг с другом народов, а как союз народов, противостоящий их разрушителям. А в идеале даже как семью народов.

Политические страсти неизбежны при разделении русских националистов на разные партии, программы которых отражают разные умонастроения их руководителей. Эти конкурирующие программы отличаются от возможных версий русской национальной идеологии тем, что имеют исключительно политический характер. В них отсутствуют такие ключевые для жизни нации темы, как тема семьи, тема национальной общины, тема воспитания юного поколения и другие важные для самоорганизации нации темы. Если же в партийных программах эти темы как-то всё-таки затрагиваются, то лишь в самых общих чертах, не позволяющих понять ни причины расстройства нашей национальной жизни в этих областях, ни способы созидания в современных условиях той же семьи, той же общины, той же системы воспитания, и т.д. А это, повторю, ключевые темы, без раскрытия которых русские люди остаются и останутся слепыми и не способными ни на что, кроме протестных акций  и отрицательных эмоций по отношению к своим противникам.

Но русские партии игнорируют эти фундаментальные темы не случайно. Они игнорируют их потому, что ставят своей целью не самоорганизацию русского народа, а завоевание политической власти в стране. Хотя это вещи взаимосвязанные. И подчиняют этой цели свою идеологию. Исключают из неё, как им кажется, всё лишнее, что могло бы помешать их успеху.

При такой направленности их сознания выработка национальной идеологии оказывается делом не только отвлекающим от главной партийной цели, но и, хуже того, отвлекающей на дело, как им представляется, безнадёжное. Взявшись за которое, партия в нём завязнет.

Да и зачем ей какая-то другая идеология, кроме её собственной? Партия уверена в том, что имеет ОСНОВЫ будущей русской национальной идеологии в виде своей собственной программы. Придём к власти, - думают её руководители, - тогда и развернём свою программу в русскую национальную идеологию.

Вот почему партия ведёт себя подобно коммерческому предприятию, заинтересованному в рекламе своего товара, а не в обнаружении всех его качеств.

Конечно, было бы несправедливо видеть в существующих русских партиях одни их пороки. Русские партии это центры собирания русских людей и первичной их организации. Это источники правдивой информации о происходящем в стране и мире. Это пропагандисты национально-патриотических идей. Это организаторы публичных протестов против антирусской политики правителей России.

Но видеть одни лишь достоинства русских партий, не замечая их пороков, так же опасно, как опасно для полководца, решающего вопрос о битве, не учитывать всех обстоятельств, способных повлиять на её исход.

       Стоит вдуматься в отмеченное выше обстоятельство. Национальные партии – и не понимают важности национальной идеологии для организации своего народа. Не понимают, в частности, ключевой роли семьи и национальной общины в его жизни. Не делают ничего для национального самообразования русских, хотя их уровень по этой части предельно низок. А невежды в национальном вопросе обречены на постоянные поражения. Неужели это простое обстоятельство непостижимо для умов руководителей русских политических и общественных организаций? для руководителей русской печати?

         С такими национальными партиями народ обречён на окончательную разруху. Их достоинствами, о которых сказано выше, лишь маскируется фактическое топтание «русского национального движения» на одном месте. Это топтание продолжается с начала «перестройки» и будет продолжаться, возможно, до полного исчезновения русского населения.

         Если бы враги русского народа задумали в своё время повлиять скрытными методами на характер возникавших тогда русских партий, то, скорее всего, они задумали бы их примерно в том виде, в каком они существуют сегодня.

         Но, спрашивается, зачем нам враги? Мы и без их помощи себя похороним. Организуем себя так, что им будет нечего делать в нашем «движении».

Порок современных русских партий в непонимании ими важности самоорганизации русского населения снизу. Не политической его самоорганизации, а чисто национальной - личной, семейной и общинной. Лишь опираясь на постоянно растущую силу разумно организованных русских, русские политические партии могут иметь шанс на успех. А для того, чтобы опираться на такую силу, надо помогать её возникновению и умножению.

В атомизированном псевдо-обществе победа национальных партий исключена. Здесь они могут только мечтать о росте национальных чувств у населения. Но национальные чувства сами по себе мало что значат. Без руководства национальным разумом они беспомощны. Они возбуждаются на какое-то время, а затем, не имея организующих начал, затухают.

Лишь в ходе перестройки атомизированного псевдо-общества в общество истинное, т.е. национально организованное, национальные чувства становятся могучей созидающей силой. Но такой спасительной перестройки современные русские партии не предусматривают.

Надежда на чисто политическое спасение русского народа посредством то ли завоевания власти в стране русскими партиями, то ли изменения политики существующих властей в сторону их союза с русскими партиями, иллюзорна. Без резкого подъёма в исторически кратчайший срок русской способности на самоорганизацию все положительные политические реформы и революции, если даже они произойдут, окажутся беспочвенными и потому закончатся очередным крахом.

Возможность же резкого подъёма способности русских на свою национальную самоорганизацию у нас есть. Либеральные идеалы у нас практически изжиты. За них цепляются лишь откровенные враги народов и самые неразвитые в умственном отношении. Тоталитаризм мало кого привлекает. А правильное созидание самих себя, своей семьи и своей национальной общины с перспективой правильного созидания всей нации в целом (и, как следствие, правильного построения государства), - это, как говорится, наболело. Это заложено в самой природе человека.

Здесь надо учесть ещё то обстоятельство, что в отличие от прежних времён (когда не было столь развитых средств сообщения, а потому и изменения в образе мысли и образе жизни происходили медленно) в наше время такие изменения могут стать быстрыми. Если они будут отвечать чаяниям большинства народа и если правильные ориентиры и правильные нормы жизни будут высвечены поначалу, как говорится, в первом приближении, а затем всё более чётко и полно.

Значит ли это, что русские партии, если они поймут справедливость сказанного выше, должны будут отказаться от своих программ? Отказываться от своих убеждений, пока их ложность не осознана, нехорошо. А вот начать развёртывать свои программы в свои версии русской национальной идеологии полезно сразу в нескольких отношениях.

Во-первых, партия показывала бы тем самым, что она не собирается продавать русскому населению кота в мешке. Как это делали в своё время либералы и большевики. Отвечая на самые важные вопросы, связанные с созиданием нации, партия раскрывала бы тем самым своё подлинное лицо. А это было бы полезно для русских людей – знать, с кем имеешь дело. Кроме того, это позволило бы русским людям иметь в виде разных версий национальной идеологии ценный материал для его обдумывания и, следовательно, для развития собственного мышления.

Во-вторых. Можно предположить, что далеко не все русские партии окажутся способными на создание своих версий национальной идеологии. И эта их неспособность тоже избавит русских людей от вредных иллюзий.

В-третьих. Развёртывая свою программу в свою версию национальной идеологии, партия будет обнаруживать для себя самой не только достоинства своей программы, но и возможные её пороки. Пока партийная идеология находится в свёрнутом виде,  увидеть их намного труднее, чем когда она в развёрнутом виде. А если пороки будут обнаружены, то будут и отбракованы. А потому и объём недоразумений, разделяющих ныне русских людей, будет сокращён. И будет сокращаться всё больше по мере совершенствования разных версий национальной идеологии. А сближение этих версий будет одновременно сближением русских людей в идейном и нравственном отношении.

В-четвёртых. Вырабатывая свои версии русской национальной идеологии, русские партии будут вырабатывать тем самым идейную основу для формирования своих типов русских общин. А насколько та или иная идейная основа окажется притягательной для людей и способной объединять их в общины – покажет сама жизнь. Сама практика жизни выявит, какие общины окажутся более жизнеспособными, какие менее, и почему. И эта проверка самой жизнью будет тоже учить русских людей и, следовательно, сближать их, чем дальше, тем больше.

В ходе очищения от разного рода ошибок русские люди, может быть, и не достигнут полного идейного единства. Но они могут достичь политического единства или, по крайней мере, приблизиться к нему. Т.е. приблизиться к общему пониманию общерусских интересов и умению защищать их сообща.

Став более зоркими по сравнению с нынешними русскими, они, надо полагать, научатся заключать свои идейные несогласия в разумные рамки, в которых эти несогласия утратят свою разрушительную для нации силу. Они научатся не только мирным отношениям между собою при сохранении самых существенных идейных разногласий, но и взаимопомощи в простых человеческих отношениях.

В этом случае идейный спор между ними станет чисто идейным и поднимется, в силу этого обстоятельства, на высоту. Поднимется потому, что не будет отягощён ни личной, ни партийной враждою. Ни, тем более, мусором недоразумений, неизбежных при нынешнем неразвитом состоянии русских умов.

 

5. О национальной идеологии

А теперь несколько подробнее о национальной идеологии и о том, как её вырабатывать. Я отвечу лишь на те вопросы, которые возникают в самую первую очередь при раскрытии этой темы. Если я ошибусь в чём-то, то более зоркие авторы меня поправят и раскроют эту тему полнее.

В самом начале этой статьи сказано, что национальная идеология это сумма идей и норм жизни, организующих членов нации в единое целое. Национальная идеология это идейный и поведенческий каркас нации. Когда разрушается этот каркас, то нация распадается на её элементы, утрачивающие со временем остатки былых своих черт. Человек деградирует в нравственном и умственном отношении, хотя может быть высокоинтеллектуальным специалистом в какой-либо узкой области. Из этого правила могут быть редкие исключения, но погоду в обществе делают правила, а не исключения из правил.

К сказанному можно добавить, что нация есть такое целое, представители которого сочувствуют и помогают друг другу. Эти взаимосочувствие и взаимопомощь были бы невозможны без взаимопонимания членов нации.

Если люди не понимают друг друга, то они как-то невольно поворачиваются друг к другу спиною и расходятся в разные стороны. А взаимопонимание, наоборот, стягивает их тоже как-то невольно. Вот какое большое значение оно имеет.

А взаимопонимание зависит, как уже сказано, от того, сохраняет ли народ свою национальную идеологию и прилагает ли он усилия для усвоения её истин всеми его представителями

Итак, национальная идеология даёт краткие или развёрнутые ответы на самые важные вопросы, возникающие у членов нации. О происхождении бытия и его смысле, о природе и обществе, об их прошлом, настоящем и будущем. О том, как строили в прошлом семью, национальную общину и нацию и как их надо строить сегодня. Какими должны быть правильное государство и правильный социальный строй. Какими должны быть правильная экономика, правильная педагогика и правильное искусство. И на другие важные вопросы.

Ядром этой системы знаний является национальная религия. «Национальная» не в том смысле, что каждый народ изводит её из себя, а в том, что он сознательно выбирает её среди других религий и делает её своей религией. Ибо подлинная религия исходит не от народа, а от Бога. И потому имеет, в первую очередь, общечеловеческий характер. Т.е. универсальный. И лишь во вторую очередь приобретает характер национальный - как по факту признания её своей религией тем или иным народом, так и по характеру её усвоения им.

Но, разумеется, национальная идеология не сводится к этому ядру. Она охватывает такие области, каких нет в религиозном вероучении. Например, в нём нет истории данного народа и осмысления проблем, связанных с этой историей. В религиозном вероучении нет осмысления качеств данного народа (т.е. отличий его от других народов) и проблем, связанных с их изменениями в истории. В нём нет ответов на многие вопросы, возникающие в жизни нации.

В религиозном вероучении есть принципиальные установки, направленные на самоорганизацию абстрактного человека, но нет установок насчёт самоорганизации конкретного человека как члена конкретного общества. И нет установок насчёт самоорганизации того или иного конкретного общества. А как можно организовывать себя и общество, игнорируя конкретные условия их жизни? Только ущербно.

Национальная идеология как раз и даёт максимально разумные, с точки зрения нации, способы организации человека и всего народа в конкретных условиях их жизни. Национальная идеология ориентирована одновременно и на высшие истины, и на конкретные обстоятельства в жизни народа. Она приспосабливает вечные истины о человеке и обществе к конкретным условиям их жизни. В том числе и к наличному уровню их сознания.

При такой адаптации неизбежны потери в понимании высших истин сравнительно с тем, как понимает их Церковь. Но эти потери оправданы, т.к. без них высокие истины остались бы достоянием одних богословов. А надо, чтобы они проникали в сознание народа поначалу в упрощённом виде, а затем, по мере его развития, совершенствовались в самой национальной жизни.

Сочетание двух типов мышления, чисто церковного и национального, необходимо как для Церкви, так и для всякого христианского народа. Церковь, не поддерживаемая христианским народом, бессильна. А народ, лишённый связи с Богом через свою Церковь, обречён на низкоумие. И, как следствие, на порабощение сынами дьявола, действующими на Земле.

Национальная идеология может быть устной или письменной, неразвитой или развитой. Она может помещаться на десяти-двадцати страничках или быть развёрнутой во многих томах. Она может иметь разные достоинства и пороки. Но в любом случае она, так или иначе, организует этнос.

Если народ только хранит свою национальную идеологию, но не совершенствует её, то она, с изменением условий жизни, перестаёт организовывать его в тех областях, в которых изменения произошли. В этом случае происходит её дискредитация в глазах всё большего числа её приверженцев с последующим их отходом от неё. Такая национальная идеология умирает, хотя может содержать в себе вечные истины. Так умирает человек здоровый во многих отношениях, но больной в каком-то одном жизненно важном отношении. Если его болезнь, излечимая в принципе, не лечится.

Но национальная идеология может умирать и оттого, что народ перерастает в умственном отношении свою религию, эту основу национальной идеологии. Как это было, например, в древнем Риме и в Киевской Руси. В этом случае неизбежен выбор новой религии, способной организовать народ заново на более высоком уровне.

Что же касается создания ЗРЕЛОЙ русской национальной идеологии на основе Православной религии, то, на мой взгляд, оно невозможно без уяснения причин её деградации до современного её состояния. Почему некогда победный христианский мир раскололся в 1054 году на две части, а затем стал превращаться в мир не христианский и даже всё явственнее антихристианский?

Если болезнь не осознана, если диагноз не поставлен правильно и если способ лечения не найден верный, то невозможно и исцеление. На этот вопрос нужен не просто ответ, но ответ добросовестный и проницательный. Не выработает такого правдивого ответа новая русская идеология – станет уродливой при всех её достоинствах, если они в ней будут.

Кроме того, нужен ответ на другой важный вопрос: какой должна быть новая христианская цивилизация после происшедших в мире социально-политических революций и связанных с ними революций научно-технических? Каким образом возродить истинные ценности бывших цивилизаций и сочетать их с истинными ценностями современности? Каким образом новая христианская цивилизация может стать заново почвенной, не деградировав при этом в научно-техническом отношении?

На эти два вопроса нет в настоящее время вразумительных ответов. Но это не значит, что их и не может быть. Эти ответы могут быть выработаны и будут выработаны, если русские люди поймут, что их будущее зависит от них самих. Не от учёных дядей и тётей, получающих зарплату в своих институтах и потому зависимых от своего начальства (которое зависит, в свою очередь, от хозяев мира сего), а от того, начнут ли они сами стягиваться в первичные русские собрания для самостоятельного обсуждения важных для жизни нации вопросов.

Если начнут стягиваться, то будет надежда на лучшее будущее и русского народа, и всего человечества. А не начнут – не спасут нас никакие вожди и никакие политические перемены. Невежды это слепцы, обречённые на бессилие и порабощение.

Создание зрелой русской национальной идеологии это не какая-то непосильная для современных русских людей задача, а задача вполне посильная, если они поймут её важность и примутся за её решение. Создание зрелой русской национальной идеологии это всего лишь выработка разумных ответов на разумные вопросы, возникающие у членов нации в ходе её самоорганизации.

Такие ответы будут поначалу, скорее всего, примитивными. Но если они возникнут, то будут в дальнейшем совершенствоваться и приобретать авторитет у всё большей части русского населения, которое будет превращаться, по мере усвоения им правильных идей, в русский народ.

А каким должен быть механизм выработки национальной идеологии?

Поскольку национальная идеология это сложная вещь, включающая в себя ответы на разные вопросы, связанные с жизнью нации (начиная от религиозных вопросов и кончая детскими играми), то, прежде всего, следует, на мой взгляд, расположить эти вопросы не хаотически, а в порядке, по их смыслу и значимости. Расположить их в виде системы, состоящей, например, из 10-12 больших тем, каждая из которых заключала бы в себе более мелкие темы.

Хорошо, сделали так. А затем стали отвечать по очереди на тот или иной вопрос. С тем, чтобы в конечном итоге ответить на все вопросы. Т.е. раскрыть все темы.

Ответ на каждый вопрос должен делаться в виде доклада с последующим его обсуждением участниками собрания. Каждый из них сам определяет тему своего доклада. Если кто-то не делал раньше докладов и не знает, как их делать, то постепенно научится. Как учатся плавать, как учатся всякому ремеслу.

Выслушали доклад, обсудили его и разошлись, а через месяц-другой забыли, о чём говорили. Или начали забывать.

Толку от таких собраний, на которых не фиксируются ни доклад, ни его оценки, почти никакого. Фиксация нужна для того, чтобы можно было со временем возвращаться к обсуждению темы на более высоком уровне. Без чего совершенствование нашей мысли невозможно.

Будет закреплённый в электронном виде текст доклада и его обсуждения – будет возможность для каждого участника собрания перечитать его в любое время заново и без всякой спешки подумать. После чего, может быть, кому-то придёт в голову такая мысль, которой не было раньше ни у кого из участников собрания. И он её запишет и предложит в дальнейшем для обсуждения.

Кроме того, в ходе чтения самой разной литературы или в самых разных разговорах участники собрания будут встречать время от времени ценные мысли на ту самую тему, которую обсуждали в собрании. Не будет фиксированного текста обсуждения этой темы – такие мысли мелькнут в сознании и исчезнут в хаосе нашей памяти. А если будет фиксированный текст, то мы отнесёмся к этим мыслям уже по-хозяйски. Мы не позволим себе их забыть. Мы их запишем и включим в соответствующий раздел системы русских знаний. И таким образом правильные мысли, существующие сегодня в дробном виде и перемешанные с ложными мыслями и всяким идейным мусором, будут соединяться в правильную систему знаний по каждой отдельной теме, а все темы будут выстраиваться по смыслу вокруг главной темы – смысла человеческой жизни и смысла жизни нации.

Национальная идеология это альтернатива идейному хаосу, разрушающему сегодня человека и общество.

 

6. Организация русских собраний.

А теперь о том, как русские собрания должны выглядеть внешне. Они должны быть небольшими по своему составу, человек 5-7, чуть меньше или чуть больше. Но участники собрания сами определят его размеры. Им виднее. С увеличением числа участников собрание разделится на два собрания, которые будут сотрудничать в общем деле.

В больших собраниях умаляется или даже исчезает возможность каждого свободно и полно высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу. А без этого умственные силы человека не раскрываются полностью. Не раскрываются, а надо, чтобы мысль каждого русского человека заработала в полную силу. Без этого не возродится русский народ.

Кроме того, надо, чтобы каждый участник собраний учился не только мыслить про себя о важных предметах, но и выражать свои мысли грамотно, кратко и, по возможности, выразительно. А где он может учиться этому сегодня? Как правило, нигде. Между тем, способность говорить понятно и по существу дела, как и способность внимательно слушать говорящего, не перебивая его ни вопросами, ни преждевременными возражениями, это условие культуры отношений, без которой возрождение русского народа опять-таки невозможно.

Невразумительные и беспорядочные речи, переходящие благодаря этому обстоятельству в словесные стычки, не могут сближать русских людей. Они консервируют современное русское разномыслие.

Необходимым условием разумного характера обсуждений разных тем является Устав конкретного русского собрания, выработанный его участниками и принятый большинством собрания. В Уставе должны быть определены цели собраний, порядок их проведения и качества тех, кто может быть принят в состав собрания. Необходимость в Уставе тем большая, чем больше участников собрания и чем значительнее идейные расхождения между ними. По мере совершенствования собрания будет совершенствоваться и его Устав. Но это большая тема, на которой я останавливаться здесь не буду. Это важная тема, раскрывать которую будет само собрание всё правильнее и полнее.

Малые собрания русских людей это необходимое условие разумного характера более крупных русских собраний. Без предварительной прокачки на малых собраниях идей, выдвигаемых на больших форумах, эти идеи оказываются идеями лишь организаторов таких форумов. Такие форумы оказываются дутыми. Действительного обсуждения «обсуждаемых» на них идей не происходит. Как не происходит и предварительного их обсуждения в национально-патриотической прессе. А оно должно быть, чтобы делегаты съезда были в курсе сложностей, связанных с теми или иными идеями.

Организаторы новейших национально-патриотических «Соборов» определяют заранее их сценарии, вплоть до принимаемых заключительных резолюций (которые принимаются с правом последующего их редактирования организаторами). Участники таких «Соборов» приглашаются фактически для заполнения зала и голосования за предложенные резолюции. Они расходятся после «Соборов» довольные, как после хорошего спектакля. Им будет, о чём рассказать своим домашним и своим знакомым.

Все эти «Соборы» напоминает партийные и государственные съезды в советское время. Иная тематика, не столь строгий подбор делегатов, но сам принцип проведения советских съездов сохраняется. Никаких мнений снизу. Всё должно идти сверху.

А как же иначе? Иначе получится балаган. Начнут задавать не нужные вопросы, отвечать на которые организаторы не готовы. А если даже готовы, то поймут ли их ответы собравшиеся? Им дай только волю. Они затопят своими вопросами и возражениями любого назначенного оратора.

Но есть и другое важное обстоятельство. Наши организаторы это не только политики, но и политики тоже, потому что организация «Соборов» это политика. А политично ли обсуждать на них раньше времени некоторые острые вопросы? Истинные политики знают, что всё хорошо в своё время. И опоздать нельзя, если созреет ситуация, и выскочить раньше времени нельзя тоже. Кто начинает атаку раньше времени, тот её срывает. Или может сорвать.

Вот почему нашим организаторам виднее. Они ближе к политическим небесам и лучше нас знают, что на них совершается. А мы не знаем даже того, что из себя представляют они сами, и можно ли им доверять. Вот тут и думай.

Однако, в любом случае, какие бы оправдания ни имела существующая практика, здравый смысл подсказывает, что национально-патриотические съезды порочны и тогда, когда они организуются по типу советского съезда, и тогда, когда они мало чем отличаются от балагана. Это две ложные крайности, оправдывающие друг друга.

 Истинный Собор невозможен без действительного обсуждения на нём важных идей. Но для их действительного обсуждения нужны мнения, оглашаемые не только сверху, но и снизу. И, что самое главное, нужна общая идейная основа, отсутствие которой превращает Собор в карикатуру на себя самого. А такой общей идейной основой может быть лишь национальная идеология, выработкой которой как раз и пренебрегают организаторы национально-патриотических съездов.

Но вернёмся к русским собраниям. Их преимущество перед большими собраниями ещё и в том, что для их организации не надо денег. Можно собираться у кого-нибудь из участников собрания дома. Или по очереди в разных домах. Не тратить деньги на угощенье. В крайнем случае, чай с сухарями.

И, что особенно важно, не надо просить ни у кого разрешения на такие собрания. Сегодня Российская власть заблокировала едва ли не все возможности для собраний русских людей с целью их самоорганизации. А домашние собрания как запретишь? Под каким либеральным предлогом? Это практически невозможно. А если даже возможно, то создаст такие проблемы для самой власти, что ещё не известно, что для неё будет лучше.

Кроме того, русские собрания по домам это способ национального воспитания членов русской семьи и, в первую очередь, подрастающего поколения.

Сегодня положение с воспитанием подростков и юношества у нас хуже некуда. Лучшие из родителей и педагогов протестуют против нравственного и умственного растления детей, происходящего в нашем т.н. «обществе». Но их протесты игнорируются властями. Тем дело и кончается. Ни родители, ни учителя не вырабатывают альтернативную систему воспитания. Они привыкли к тому, что воспитанием молодёжи должны заниматься учебные заведения, СМИ и государственные организации, а также подконтрольные государству общественные организации. Которые не только перестали заниматься этим делом (хотя и раньше, в советское время, оно было поставлено плохо), но стали нередко сознательными пропагандистами умственного и нравственного растления населения в целом, а детей и молодёжи в особенности.

Лучшие из родителей и учителей не догадываются о том, что  правильное воспитание детей и юношества невозможно без возрождения самой основы правильного воспитания – правильной русской семьи. А также без воссоздания русской национальной общины (о чём я писал более подробно в статье «Апология национальной общины»).

Если русские собрания начнут проводиться по русским домам, то это обстоятельство не останется незамеченным юными наблюдателями. Последуют вопросы к родителям о том, что это за «русские собрания» и зачем они нужны. Ответы на эти вопросы породят новые вопросы и новые мысли. И таким образом национальная тема, включающая в себя религиозную, семейную, общинную и другие темы, будет ненавязчиво раскрываться перед думающими молодыми людьми. И чем дальше, тем больше.

Если даже кому-то из них она окажется неинтересной, то сам факт русских собраний останется у него в памяти зарубкою на всю жизнь. При этом не исключено, что эта память по прошествии многих лет подвигнет его однажды задуматься о национальной проблеме и осознать важность нации для правильной организации жизни. И с опозданием, но всё-таки включиться в работу русских собраний.

Если они будут грамотно организованы и станут в русских семьях постоянными, то для детей и юношества возникнет и будет вырисовываться со всё большей ясностью и полнотою правильный образ мысли. И соответствующий ему правильный образ жизни. Альтернативный по отношению к тому, который распространяется сегодня СМИ, школой и улицей.

Да и сама духовная атмосфера семьи с возникновением русских собраний будет изменяться в лучшую сторону. Из безыдейной или ложно-идейной будет превращаться в разумную и нравственную. Под влиянием правильных идей начнёт меняться структура семьи. Приобретать правильный строй, а вместе с ним и лад в отношениях между супругами и в отношениях между родителями и детьми. Будет изменяться медленно, но всё-таки будет.

Кроме того, русская семья будет приобретать и укреплять связи с духовно родственными ей семьями других участников русских собраний. Начнутся совместные выезды нескольких семей на природу, совместные походы в музеи и театры. Дети и юноши получат возможность знакомиться с подобными себе по духу сверстниками. Находить достойных товарищей и достойных невест. А где их найти теперь в окружающем нас Нью-Вавилоне? Это почти так же трудно, как найти золотой кольцо на помойке.

По мере разрастания куста духовно родственных семей будут происходить, наряду с более мелкими мероприятиями, всё более крупные. Ежегодные конференции нескольких русских собраний с арендой на время их проведения дешёвых (например, подвальных) помещений. Ежегодные общие праздники таких семей на природе с кострами, художественной самодеятельностью и забытыми ныне русскими играми. Или даже не ежегодные, а летние и зимние. И, может быть, какие-нибудь иные мероприятия.

Постепенно будут складываться правила проведения таких мероприятий. Будет возникать подобие будущей общины, а затем и сама община, ещё слабенькая, но способная расти и укрепляться.

А теперь вернусь к зарождению русского собрания. Это самое трудное дело. Почти непосильное для одного человека. Особенно в тех случаях, когда круг его знакомых узок (я имею в виду круг неравнодушных к высоким идеям и заботам об обществе). Как найти сомысленников или даже одного сомысленника для создания ядра русского собрания? Это почти так же трудно, как найти кошелёк с деньгами на улице.

Здесь мало найти готовых войти в состав русского собрания. Здесь нужны такие готовые, которые были бы едины (или, по крайней мере, близки) в понимании идейных основ нации. А где их теперь найти?

Сегодня даже православные русские националисты едва ли не все разрозненны. Не в одном важном вопросе, так в другом. Здесь и противники капитализма, и его сторонники. Здесь и монархисты, и республиканцы. Здесь и сторонники новых политических проектов. Здесь одни видят норму (и чуть ли не идеал) в далёком христианском прошлом. Другие - в Киевской или Московской Руси. Третьи - в Романовской Империи. Четвёртые – только в будущем. Здесь и грамотные по части православного вероучения. Здесь и крутые невежды, судящие о Православии уверенно и безапелляционно.

Да и среди других разновидностей русских националистов положение, похоже, не лучше.

Получается так, что откуда мы ушли, туда же мы и пришли. Или не так? Во всяком случае, разногласия среди современных русских намного глубже, чем это могло показаться нам поначалу. Эти разногласия проникли даже в само понимание единоверцами тех или иных сторон своей религии. Не говоря уж о разном понимании ими природы и проблем общества.

И всё-таки. И всё-таки наше рассуждение о русских собраниях, думается, было не напрасным. Мы пришли к несколько лучшему пониманию ситуации.

Мы осознали, что основой национальной идеологии является национальная религия (или её суррогат в виде формально нерелигиозного мировоззрения). А потому только на этой основе и следует собираться. Мы осознали, что антагонистические противоречия в социальных и политических представлениях об обществе есть препятствие для выработки национальной идеологии. А потому состав участников всякого конкретного русского собрания должен подбираться не просто из единоверцев, но из таких единоверцев, чьи представления об основах правильного общества более или менее совпадают.

Мы осознали, далее, что возможности такого подбора пока у нас нет. Или почти нет. Современное состояние русских умов и современное состояние русских партий, русских общественных организаций и русской печати, как правило, исключают это.

А потому одиночкам, готовым стать организаторами русских собраний, приходится либо вообще опустить руки, либо подбирать состав участников своего русского собрания с некоторым отступлением от начертанного выше правила. Потому что лучше иметь неполноценное русское собрание, чем не иметь вообще никакого русского собрания.

А почему лучше?

Во-первых, русское собрание, даже в его неполноценном виде, это место собирания разрозненных ныне русских людей и хотя бы первоначальной их самоорганизации.

И, во-вторых: умственная работа в таких собраниях, хотя и со скрипом, будет всё-таки возможна, если степень согласия их участников по части фундаментальных идей будет превосходить степень их противоречий по этой части. В каких-то случаях умственная работа будет происходить даже тогда, когда непонимания в основах будет больше, чем понимания. Здесь многое зависит от конкретных людей и характера их взаимоотношений. Иногда идейный противник полезнее для развития ума, чем твой сторонник.

Споры между антагонистами далеко не всегда бесплодны. Их качество зависит от разных обстоятельств. Правильно организованный спор это, по меньшей мере, хорошая гимнастика для ума, которая тоже необходима русским людям.

Более того. В правильно организованных спорах оттачиваются аргументы обеих сторон. Очищаются от идейного мусора, мешающего понять главное. Поэтому в таких спорах могут быть и достойные победители, и достойные побеждённые.

В каких-то случаях раскрытие ответов на обсуждаемые вопросы будет заблокировано полностью непримиримыми противоречиями в их понимании; но зато в других случаях ответы будут раскрываться со всё большею полнотою. И это будет ценно не только само по себе, но и в том ещё отношении, что такое раскрытие может влиять на понимание других вопросов.

Подобно тому, как при развёртывании партийных программ в партийные версии национальной идеологии неизбежны выявление и отбраковка каких-то ложных идей, на неполноценных русских собраниях тоже могут выявляться и отбраковываться некоторые ложные идеи. При, повторю ещё раз, правильной организации собраний. В этом случае неполноценные собрания будут превращаться постепенно в полноценные собрания.

А что это значит: «при правильной организации собраний»? Выше говорилось о необходимости Устава русского собрания. Его отсутствие или его бездействие это уже начало балагана. А где балаган, там накопление отрицательных эмоций, затмевающих разум. А при затмении ума, даже частичном, человек слышит не столько своего собеседника, сколько себя самого. И в этом случае спор оказывается действительно бесплодным.

Вот почему так важно не только скрупулезное следование Уставу, но и взаимное уважение участников собрания. Как минимум, их взаимная вежливость, без которой возникают трения, переходящие в отрицательный эмоциональный разогрев и, далее, взаимную нетерпимость. Нужна особая деликатность при выражении своего несогласия с оппонентом. Обязательность в своих обещаниях и договорённостях с участниками собраний. Способность жертвовать своим самолюбием ради общего дела.

Итак, толк от неполноценных собраний всё равно будет, поэтому отказываться от них нельзя. После неизбежных, скорее всего, начальных ошибок на этих собраниях может и должен устанавливаться разумный порядок самообучения важным для созидания нации вещам.

Если говорить о православно-русских собраниях, то на них должно происходить освоение их участниками начал вероучения своей Церкви. На них необходима выработка отсутствующей сегодня науки о том, как готовить своих детей к будущей их семейной жизни. За кого им можно выходить замуж, а за кого нельзя. На ком можно жениться, а на ком нельзя. И почему. И как вести себя в семье. И почему так, а не иначе. Абсолютная безграмотность наших детей и внуков по этой части делает их жертвами безбожного мира.

Всё большое начинается с малого. Но если этому малому не будут помогать русская печать и русские общественно-политические организации, то едва ли оно вырастет в большое. Нужна пропаганда русских собраний на уровне, превышающем возможности самих членов этих собраний. Нужны общественно значимые дискуссии на эту тему. Нужны высказывания на эту тему известных русских мыслителей и публицистов. Пусть объяснят, хорошее это дело или плохое. И почему. Нужны адреса, по которым сторонники русских собраний могли бы связываться друг с другом.

Лишь сочетание двух видов русской самоорганизации – снизу и сверху - будет полноценным способом достижения поставленной цели.

Если будут одни лишь собрания по домам, то они не будут получать подпитки от публичных дискуссий на означенную тему. А она очень важна. Если же будут только публичные дискуссии, то они, в свою очередь, не будут получать подпитки от непосредственных участников русских собраний с их конкретными проблемами. И, оказавшись беспочвенными, выдохнутся и засохнут.

Если русские собрания по домам не получат поддержки со стороны русской общественности, то процесс самоорганизации русского народа будет ничтожным по сравнению с масштабами разрушительных процессов, происходящих сегодня среди разрозненных русских.

К сказанному добавлю, что организация русских собраний по домам это не такое уж неподъёмное дело для разумных людей. Собираться раз в месяц на три-четыре часа для умного разговора об организующих человека и нацию идеях - разве это так непосильно для них? Это непосильно для совсем уже сошедших с ума.

Такие собрания не помешают ни семейной жизни человека, ни его профессиональной жизни. Ни даже его политической жизни, если он политик. Наоборот, они будут им помогать, потому что позволят осмысливать их в контексте общенациональной жизни и всего бытия в целом. А это важно, т.к. утрата общего смысла жизни, происходящая при односторонней специализации человека на какой-то её частности, уродует его представление о жизни в целом и уродует тем самым его самого.

Вот пока всё на тему русских собраний.

Я, разумеется, не ответил на многие вопросы, возникающие или могущие возникнуть в связи с ними. Да и может ли один человек ответить на все вопросы? Если ответит на один или два из них, то и то хорошо. Разобраться более или менее полно можно лишь сообща и далеко не сразу.

Для совершенствования русской мысли о русских собраниях нет лучше места, как на самих этих собраниях. И, кроме того, в публичных дискуссиях в связи с ними. В надежде на которые и писалась эта статья.    

 20 марта 2009 г.

          Shimanov. narod.ru

 

 



На главную
Rambler's Top100

Hosted by uCoz