ОТРЫВКИ ИЗ ДНЕВНИКА

 

 “Любовь к своей нации – вот что разделяет людей и провоцирует вражду между ними”, - говорят нам космополиты. “А что же, - спросим мы их, - разве всякое разделение дурно? Вот семья, например, тоже разделяет людей на определенные ячейки, между которыми тоже бывает иногда вражда. Так что же, неужели лучше жить в свальном грехе, а не в целомудренном браке?.. Ну, а стены вашего дома разве не отделяют вас от соседей?.. Или это тоже плохо?.. Вы говорите, что коммунальная система вам больше по сердцу. Ну что же, о вкусах не спорят. Но почему бы её не усовершенствовать? – не сорвать крюки и запоры с дверей или, еще лучше,  не снять все двери, чтобы каждый мог свободно ходить туда и сюда?.. Будучи последовательным, надо признать, что для целей единения коммунальная система, конечно, хороша, но казарменная еще лучше. Здесь даже двери снимать и стены ломать не надо. Как, товарищи космополиты, согласны поменять свои разделяющие вас с миром квартирки на койки в огромном зале, типа Казанского вокзала в Москве, где уже ничто не отделяет от кишащего человечества?.. Согласны?.. Но коечка-то… Коечка-то – это тоже ведь собственность. Небось, драться начнете с каким-нибудь нахалом, завалившимся на ней поспать или просто так поваляться?.. а?.. Не начнете?.. Тогда молчу. Совсем вы меня к стенке прижали своей принципиальностью. К стенке? Но ведь стенок-то и не должно быть. Рушить перегородки так рушить, чтобы ни одной не осталось. Весь мир, правда, придется снести. Но это ничего. Ради принципа чего не сделаешь? Все можно.

Э нет, господа хорошие. Можно-то многое, это верно. Да ведь все-таки не все, согласитесь. Идеала вашего достичь все равно не удастся. Разрушить границы, разделяющие предметы, при слабых-то человеческих силах едва ли возможно, а особенно во всемирных масштабах. Так что не остается ничего другого, как согласиться с простой мыслью о том, что действительное объединение в этом мире возможно лишь посредством не нами придуманной – установленной Господом – иерархии, в которой есть для всего место, отделенное, правда, от других мест, но зато связанное с ними сокровенной, а нередко и видимой связью.

6. Надо дорожить близостью к своей нации и без нужды не общаться с инородцами. Национальные организмы должны быть непроницаемыми друг для друга…

8. Выйти замуж за русского значит стать русской, выйти замуж за англичанина значит стать англичанкой - этого требует правда брака и правда племени… Но ты не хочешь отказываться от нации, которая тебя воспитала, от нации, к которой принадлежат твои родители и друзья? НЕ ВЫХОДИ ТОГДА ЗАМУЖ ЗА ИНОРОДЦА…

10. Национальное чувство у русских… поражено в наибольшей степени по сравнению с другими народами. Поэтому собрать их под знаменем патриотизма представляется делом едва ли возможным. Но, учитывая, что иного выхода нет, за это дело следует браться самым решительным образом. Взывая: да поможет нам Бог!

11. Русское патриотическое движение, ныне зародившееся в сердцах отдельных людей, в ближайшие годы и десятилетия должно стать массовым движением, способным спасти Россию от морального разложения, ее паралича и смерти. Уповать на это движение – значит верить в чудо и надеяться на чудо. Но без подобной веры на земле не было и не будет ничего великого. И эта вера нас не обманет. Мы будем тормошить, дергать, взывать и таким образом БУДИТЬ всех, еще способных проснуться. Мы будем нелепыми и смешными в глазах тех, кто нас понять не способен. Но мы будем сынами нации, а не ее предателями.

12. Мы выступаем не против евреев, татар, армян или какой-либо другой  нации, а за право каждой нации жить отдельно друг от друга. Потому что смешение ведет к разрушению национальных устоев.

13. В настоящее время – можно смело утверждать – русских презирают все или почти все. И чем темнее и грубее нация, тем ее презрение больше, потому что темнота и грубость не позволяют понять трагическое положение, в котором русский народ находится. Русские живут, как правило, беднее других народов в

нашей стране – и тем не менее они “угнетатели”, “империалисты”. А если бедно живут, то это свидетельствует лишь об их глупости и бездарности. Русскому человеку всякое лыко в строку. Но та  вражда инородцев, с которой мы сталкиваемся довольно часто, может иметь и благодетельные последствия. Она пробуждает в русских их национальное сознание… Русского человека надо ударить дубиной, и не один раз, чтобы он догадался, что его не очень-то любят. Простых плевков не понимает он. Национальное его добродушие болезненно разрослось и обессиливает его, разрушает его. Но русский народ долго раскачивается, раскачавшись же, подымается однажды, и тогда никакая сила остановить его не может. Велик наш народ и многое сделать может, на что неспособны другие народы. Но, зачумленный хмелем, он жалок – тоже, как никто.

15. Русскому народу надо в сжатые сроки ликвидировать свою национальную безграмотность, вернуться к истокам величия, к Православию и своей национальной культуре. От которых он оказался отторгнутым в результате петровских реформ и последующих событий, явившихся лишь последовательным развитием ее.

16. Родину надо любить, но не делать из нее идола. Любить ее надо настолько, насколько Богу не противно будет.

17. Вот любопытная и много объясняющая черта: инородцы боятся русского патриотизма, а за отсутствие его презирают русских.

18. Мы против преклонения перед Западом, нам стыдно за русских людей, простирающих свои руки к Европе. Им еще предстоит понять, что  одичание не только у нас, оно и у них, только в другой форме. Мы против преклонения перед Западом, мы преклоняемся перед святынею Христианства. И только этой святыней должны  оцениваться все ценности.

19. Русская интеллигенция на протяжении чуть ли не всего времени своего существования была заворожена вопросом социальной справедливости. А в результате национальный вопрос – один из важнейших для разумного  и нравственного человека – попросту игнорировался   господствующей в России мыслью… И вот русская нация не только теряет одну позицию за другой, ОНА УМИРАЕТ. Современных русских отличает либо равнодушие к своей национальной судьбе, либо  эпизодические усилия защитить свои позиции. Усилия, поражающие своей наивностью.

24. Как следует относиться инородцу, проживающему в коренной России, к русскому дому, в котором  он живет? Разумеется, с полным уважением к этому дому, с полным уважением к хозяевам этого дома и пониманием того, что это ХОЗЯЕВА и что он сам, не будучи русским, хозяином в чужом доме быть не может. Это правило должно распространяться в полной мере и на русских, проживающих ныне не на Русской земле. Конечно, так. А если уважения к хозяевам нет, то что тогда?.. Тогда хамовитому гостю дают пинок под зад. И чистят ботинки. И моют руки.

27. Тема России, тема Русского Православия является в наше время темой НОМЕР ОДИН. Она включает в себя ВСЕ основные вопросы времени.

33. Объединить всех на антисоветской основе, - вот мечта  наших антисоветчиков. “Советская власть есть величайшее зло”.  Но мы обязаны православными глазами смотреть на вещи. Величайшее зло – не искать Божией правды и не строить свою жизнь на ней. Будешь искать и строить      – и никакая власть не сумеет тебе помешать.

Советская власть это не только безбожие и величайшая в мире гроза. Это также и некая тайна, и орудие Божьего Промысла. Выступать против нашей власти значит идти против Бога.

34. Конечно, Советская власть это жесткая штука, кто спорит. Но мы обязаны ее принять и вытерпеть. Не менее жесткими были и другие режимы в иные времена, даже христианские. Так что не будем преувеличивать теперешние трудности. Неумение терпеть есть знак духовной несостоятельности. Увы, практически невозможна в этом мире власть без греха. Но ведь и мы грешны тоже. А исправление надо начинать с себя. А то иные, будучи безобразниками, бьют себя в грудь, требуя правды (всей правды!.. и непременно в том виде, как они ее понимают сами) от власти, а сами попирают ее. Начнем с себя, а Бог закончит уже всеми. Иначе нельзя. Иначе мы будем запутываться и запутываться все больше.

35.Не знаменательно ли, что самый страшный удар обрушился на самую чистую и высокую форму Христианства?.. Не ученики были распяты прежде, но Христос. Однако, от Него опочила затем сила и правда на учениках и всех христианах. Так вот. После страшных дней убийства не должно ли и Православие дать силу и правду свою иным исповеданиям перед последними черными временами?..

36.Чего я боюсь, так это внезапной либерализации, той самой “западной демократии”, на которую так надеются и которую так ждут в нашей стране некоторые интеллигенты. Близорукая, бездарная мечта! Но еще вчера она была и моею мечтою.

В величайших муках началось в России религиозное возрождение. И как оно на сегодняшний день ни ничтожно на вид, ему принадлежит будущее. Теперешняя в меру суровая атмосфера является, вопреки истерике “демократов”, не только вполне сносной для жизни, но даже более того – единственно здоровой для пробуждения и роста религиозного сознания. А это самое главное. Пока существует Советская власть, остановить религиозное возрождение в нашей стране невозможно. Остановить его может только одно, - внезапный обвал, внезапная либерализация чехословацкого образца, т.е. западная демократия со всеми ее прелестями. Случись такое – и сразу же откроется множество церквей, приток людей  в Церковь резко увеличится, но на этом, увы, скоро все и закончится. И захиреет. Это будет ВЫКИДЫШ. И Россия вместо того, чтобы сказать свое слово миру, вместо того, чтобы стать источником величайшего света и обновления в мире, станет захолустьем Запада.

В России было слишком много страданий, и разрешиться им в комическом и жалком демократическом пшике Бог не допустит. Западной демократии у нас не должно быть. А те трудности, которые стоят на нашем пути и, кажется, подымаются до самого неба, это трудности роста. Это трудности, которыми Сам Бог поднимет и поднимает уже нас из рабства этому миру к Своему Царству Духа.

37.Линия Достоевского должна восторжествовать, это единственно правильная и плодотворная линия. Запад прочитал Достоевского слишком по-своему… развил его на свой лад в экзистенциализме. Нам же еще предстоит развить Достоевского ПО-РУССКИ, СОБОРНО, В СТРОГОМ ПРАВОСЛАВИИ, В ПАТРИОТИЗМЕ И В ИСКОННОМ РУССКОМ ОТНОШЕНИИ К ВЛАСТИ.

38.   -  Но почему такая  ненависть к Западу? Что он сделал тебе плохого?

Ненависти к Западу у меня нет. Я понимаю прекрасно, что мы еще слишком во многом не доросли до Запада, многому можем поучиться у него и за многое поблагодарить. Хотя, хочу тут же оговориться, мы получали от Запада не только хорошее. Но когда речь заходит о том, чтобы отказаться от своих корней и от своего русского миропонимания ради прививки к западному миру, то мы вправе и даже обязаны сосредоточить свое внимание не на том, что нас объединяет, а на том, что разъединяет. И хотя это действительно перекос, но он оправдан сложившейся ситуацией. Запад для нас неприемлем не потому, что он заключает в себе свое особенное, а потому, что он содержит в себе противное Истине. Истине, как ее понимает Православие и, стало быть, русский мир. Нездоровая чувственность, страстность, обращение воли и разума к внешнему, - вот характерные черты той болезни, что поразила сам  глубинный дух Запада. Но эта болезнь лишь ИСКАЗИЛА, НЕ ИСКОРЕНИВ, то вечное и ценное, что есть и на Западе тоже. И против того, что на Западе  действительно от Бога, мы не можем сказать ни слова. Более того. Верим, что это объединит нас с ним когда-нибудь объединением святым и нерушимым.

40…Западной индивидуалистической психологии, обычаю брать нахрапом, торговаться и шуметь ради своих личных и клановых выгод так непонятно народное УВАЖЕНИЕ к власти и даже религиозное почитание ее как Силы, дарованной Самим Богом и призванной на благо всех, - всего народного организма, - распоряжаться тяжелыми земными делами. Но именно это РУССКОЕ,  именно это ПРАВОСЛАВНОЕ отношение к власти мы обязаны проявить и утвердить в нашем народе. Иначе впереди Россию ждет катастрофа.

 

ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ  “ВЕРА В ЧУДО”

 

…Нам надо отрешиться от рабской привычки смотреть на русский народ и его культуру глазами западного человека. Западные люди, оценивая русский мир, всегда искали своё и, не находя своего, утверждали, что нет у нас никакой, и уж тем более высшей, культуры. Но, конечно, не только в этом было все дело. Неустроенность русской жизни, кричащие противоречия ее, - вот что давало основания для однобоких суждений. Но отчего  же у нас эта неустроенность и отчего такие дикие противоречия?

Ответ на этот вопрос всегда заключает в себе известную долю интуиции, известную долю веры. И вот наша интуиция подсказывает нам, что если не полный, то, по крайней мере, частичный ответ заключается в том, что у русского народа душа БОЛЬШЕ, но оформлена она ХУЖЕ, чем у народов западных. По-видимому, потому и хуже, что оформить большое труднее, чем малое. Но что это значит – “БОЛЬШЕ душа”? И нет ли здесь обыкновенного ослепления собою?.. Что велики пространства России, это вполне очевидно, равно как и то, что устроены они очень плохо. Но почему же “больше ДУША”?.. Правда, ШИРОТУ русской души и ее противоположность западной мелочности отмечали нередко сами европейцы. А гениальнейшие поэты России, обладавшие несомненным даром прозрения, в разных выражениях тоже свидетельствовали об этом. Но, может быть, они ошибались? Ведь вся теперешняя “действительность” как будто показывает обратное… Или  сама “действительность” это, быть может, загадка ничуть не меньшая, чем противоречия русского духа?

Говоря о размерах русской НАРОДНОЙ души, следует, в первую очередь, иметь в виду не исключительно природные  русские качества, но несомненный факт ее органической связи с огромным, как небо, Православием. Вместе с тем отметим, что, по видимому, НЕСПРОСТА именно в Православии русский народ обрел свой духовный корень и свое духовное небо… Именно Православием велика многострадальная душа народа русского. В нем источник ее величия и позора, в несоразмерности слабых человеческих сил тем задачам, которые задаются  этой религией. Православие  впустило в русскую душу небо, от которого русский человек волен отворачиваться или нет, но которое, тем не менее, стало его судьбою…

1972 г.



На главную
Rambler's Top100

Hosted by uCoz