ИКОННЫЙ ЛИК РОССИИ

(ответ Льву Андрееву)

 

Милостивый государь!

 

Редакция журнала “Вече” предложила своим читателям ответить на Ваше письмо. Я и мои знакомые прочитали его с огромным интересом. Оно написано живо, остро, талантливо, и все это до известной степени покорило нас, но…  Пародируя  начало Вашего письмо, скажу, что вот об этом-то “но” и пойдет речь.

Вчитываясь в Ваши горестные слова о России, чувствуешь какое-то противоречие в них, быть может не особенно заметное поначалу. В чем же оно? С одной стороны, Вы совершенно определенно утверждаете ценность чувства национального достоинства. С другой – обнаруживаете полное отсутствие этого самого чувства лично у Вас. Вы заканчиваете свое письмо словами:

“Нет, не осталось у русских, к сожалению, национальной гордости. Напрасно гремит вечевой колокол, измельчал  русский, струсивший пьяный, сидит он у телевизора и не откликнулся на призывы своего национального журнала”.

Как Вы думаете, этот Ваш приговор не оборачивается ли против Вас?..  Разумеется, если Вы русский. По видимому, оборачивается. Русский, перечеркивающий надежду на возрождение России, Русский, не верящий в свой народ, может ли сам обладать национальным достоинством?..  Конечно, нет. Он может быть носителем лишь национального позора. И никакая попытка говорить от имени славных предков этого позора снять с него не может.

Простите, но хочется еще раз спросить: Да русский ли Вы человек, Лев Андреев? Да любите ли Вы свой народ? Ибо в этом все дело. Или Вы в состоянии любить его лишь тогда, когда он в величии, а когда в беде, когда в параличе и унижении – уже не можете?.. Но в этом случае чем же Вы лучше тех, кто, по Вашему мнению, отрекся от своего национального имени? Одни совсем не откликнулись на благородный национальный призыв, а Вы  откликнулись лишь словами о том, что этот призыв напрасен. Что в лоб, что по лбу. Вы человек умный, но попали  в положение глупое, согласитесь. Это у Вас получилось в пылу горьких чувств, но тем не менее… Нет, Лев Андреев, раньше времени не выделяйте себя из оглушенных безумием  нынешней жизни.

Вам, конечно, виднее, какой любовью Вы любите русский народ. Но если Вы действительно любите его, то как же Вы можете с такой слюнявой брезгливостью говорить о нем?  В устах какого-нибудь “француза” такая слюнявость понятна. Но только Вашей внутренней раздвоенностью я могу объяснить это  повторение чужих и кощунственных оценок, этих спекуляций на великой трагедии народа.

Лев Андреев!.. подлинная любовь невозможна без ВЕРЫ, которая, как известно, движет горами. В Вашем отношении к России чувствуется иное – нравственное бессилие и никчемность. Как же Вы, произнеся столь беспощадный приговор России, будете жить дальше? Жить только прошлым нельзя, равно как нельзя жить и вне своего народа. Т.е. жить достойно. Остается, по видимому, или запить на весь мир, как сегодня действительно пьют многие русские. Или покончить с собою как-то иначе. Утонуть в телевизоре, утонуть в  быте.  Примкнуть к “умеющим жить”. Вот и все Ваши перспективы.

Но я думаю и хочу верить, что Ваше состояние – временное и кризисное, как и у большинства народа русского. Если Вы любите его, то засучите рукава и принимайтесь за  великое дело возрождения нашей святой Родины. Без этого дела настоящему русскому сегодня незачем жить. Принимайтесь - и тогда Вам откроется, помимо смердяковской правды о русском народе (помните, как гениально предвосхитил Достоевский в откровениях своего персонажа  речи теперешних русофобов, правда подлинная. Мне кажется, что  действительно думающие русские люди в настоящее время тем только и занимаются, что добывают, подобно золотоискателям, эту трудную и драгоценную  правду. Без которой России нечем дышать.

Нас приучают к плоскоглазию, и потому для нас  образец красоты это какая-нибудь секс-бомба, а валяющийся у магазина пропойца – это образец непотребства. Хотя, как знать, может быть этот оскотинившийся внешне пропойца и не такая уж скотина. Может быть, те скоты, что торгуют на наших базарах цветочками, гораздо хуже. Как знать. Не судите внешним судом, а судите судом праведным. Кто это сказал?.. Но судить внешним  судом гораздо легче, а многим и выгоднее. Наше русское пьянство не такая простая вещь. В нем зашифрованы события, казалось бы, не имеющие никакого отношения к алкоголю. Вам никогда не приходило в голову, что, быть может, вот этот валяющийся у магазина алкаш, не помнящий ничего даже в состоянии трезвости, это внук или правнук расстрелянного когда-то умного, трезвого и хозяйственного русского человека? Или даже святого мученика за веру?

Я не за то, чтобы оправдывать русское пьянство. Я только о том, что вот поосторожнее бы нам  прикасаться к этой нашей  национальной беде и не столь чистоплюйски судить о ней. Но разве только о пьянстве речь? Россия-то – вся израненная и кровоточащая изнутри…

Все вышесказанное, разумеется, не отрицает, а предполагает необходимость для нас, русских, великого покаяния. Но оно должно проходить не под знаком национального  нигилизма (именно этого добиваются от нас враги России), а под знаком утверждения здравых начал жизни.

Икону, оказавшуюся на чердаке и там загаженную мусором, надо очистить, чтобы открылась ее  красота. А можно не очищать. Увидеть в ней грязную, темную доску. И  пустить на дрова.  Так и с Россией.  Ведь ее лик тоже иконный. Заляпанный нашими и чужими грехами.

3 июля 1973г.

 

 

 

                                        



На главную
Rambler's Top100

Hosted by uCoz